Талантливый мистер Рипли (The Talented mr. Ripley), 1999
Паутина лжи или «Я всегда думал, что лучше притворятся кем-то, чем быть вообще никем»
Берясь аккомпанировать своей шапочной знакомой на богатом приеме, юный настройщик роялей Томас Рипли не рассчитывал на многое. Пара баксов перепадет и то хорошо. Однако не было ни гроша, да вдруг алтын. Некто Герберт Гринлиф (Ребхорн) делает парню предложение, от которого тот не находит сил отказаться. Работенка не бей лежачего. Нужно съездить в Италию, где живет сын Герберта Дикки (Лоу) со своей невестой Мардж (Пэлтроу), и убедить его вернутся домой. Не бесплатно. За тысячу долларов (не забываем, на дворе конец 50-х годов).
Том подходит к поручению ответственно. Он вообще ответственный молодой человек. Например, узнав, что Дики без ума от джаза, он досконально изучает этот стиль музыки, и запасшись пластинками с любимыми джазменами младшего Гринлифа, отбывает на родину Цезаря.
Там ему весьма пригождается талант копировать чужие голоса, а также новоприобретенная любовь к джазу. Вскоре они с Дикки становятся «не разлей вода». К сожалению, юный Гринфилд непостоянен. Новая игрушка ему довольно быстро приедается. Но Том, который за эти пару месяцев стал испытывать к Дикки братские (а может и не только) чувства, расставания не хочет.
«Талантливый мистер Рипли» — экранизация романа Патриции Хайсмит, первого в серии о приключениях Тома. В 1960, кстати, роман уже был снят под названием «На ярком солнце» с Аленом Делоном в главной роли.
Фильм мне откровенно понравился. За исключением пары логических неувязок, мы увидим мощный, многогранный психологический триллер.
Все аннотации к этой картине начинаются так: «Том Рипли знал, что рано или поздно он пробьется наверх». Сразу нет. Рипли не мог этого знать. В лучшем случае он мог мечтать о деньгах и власти. Но никаких предпосылок не было и близко. Своими талантами он сам считал умение подделывать подписи, обманывать, выдавать себя за кого угодно. Но для того чтобы их проявить, нужны условия. Старший Гринлиф их обеспечил.
Войти в доверие к плейбоистому Дикки труда не составило («главный вопрос – где будем обедать» — весь Гринлиф-джуниор в этой фразе). Но вот дальше…Дикки не в состоянии долго интересоваться кем-нибудь одним. «Когда ты ему интересен, для него нет никого другого — говорила Мардж, а потом он тебя забывает».
Том не учел этот момент. Возможно, слишком расслабился, наслаждаясь неизведанными ранее братскими чувствами (а потом и не только братскими). Пожалуй это и привело к весьма невеселым последствиям.
Насколько можно судить, Рипли романа весьма отличается от сыгранного Дэймоном. Книжный персонаж откровенный аферист и, похоже, изначально настроен на вытягивание бабла. Дэймон играет гораздо более многогранную личность.
Его Рипли похож на серфингиста, скользящего по гребню волны. Тот тоже не остановится. Иначе падение. Так и здесь: начав лгать, прекратить очень сложно.
Хотя по поводу логики поступков Тома, возникают вопросы. Ведь он несколько раз мог, скользнув во впадину волны, соскочить с колеса обмана. Может быть процесс оказался настолько увлекателен, что оторваться оказалось невозможно.
Его Рипли развивается из забитого (пускай весьма неглупого) настройщика роялей, через то, что он для себя называл любовью (посмотрите на его реакции при разговоре с Дики на лодке, если это и не любовь, то очень сильное чувство), через прикосновение к богемному миру, в плетущего разветвленные сети паука, на ниточках которых болтаются остальные участники событий (стоит заметить, что он сам опутан своими же нитями не меньше других).
Нельзя упомянуть о том, что ему частенько не везет, в первую очередь с ненужными встречами. До поры до времени он выпутывается, но рано или поздно это невезение должно было сказаться.
Мы не знаем прошлого Томаса Рипли. Чем он занимался до описываемых событий? Успел уже где-то проявить свои таланты, или нет? Мы лишь видим, что герои молоды, а как все молодые — максималисты.
Фильм еще и об этом. О молодости, бурных эмоциях, которые могут привести как к добрым, так и злым поступкам. Эх, его б энергию да в мирных целях . Мистер Рипли действительно талантлив.
Еще один интересный аспект картины – контакт двух социальных прослоек. «Балувана Галя» Дикки, богемный сынок глыбы Герберта, типичный пример умственного вырождения наследников богачей.
Люмпен Томас. Обладатель одной рубашки, живущий в глубоком подвале, гасающий по нескольким работам. Читающий Шекспира, благоговеющий перед римской архитектурой. Умный и способный. Но не имеющий возможности применить свои способности. Кроме как таким образом.
Как вы думаете, это проблема исключительно Америки 50-х? Или у нас тоже иногда встречается?
Нельзя не сказать пару слов про актеров.
«Заборнившийся» в последнее время Дэймон, оказывается неплохой актер. Слегка деревянный, но на лавры Аль Пачино он никогда и не претендовал. А Рипли у него вышел весьма хорош. Кстати для этой роли роли Мэтт Деймон сбросил примерно 13,61 кг. веса.
Красавчик Лоу здесь в своей стихии. Его искрящийся харизмой Дикки, действительно способен влюбить в себя первого встречного.
Вполне адекватная Пэлтроу, единственный вопрос к персонажу которой, слишком резкое изменении отношения Мардж к Рипли.
Пренебрежительно-пальцатый Сеймур Хоффман. К его Фредди Майлзу почти мгновенно начинаешь испытывать яркую неприязнь.
Богемный Питер Джека Девенпорта, играющий весьма непростую гамму чувств и отношений.
Старший Гринлиф в исполении Ребхорна, мастодонт бизнеса, стареющий и упускающий сына, как воду сквозь пальцы.
Еще одна наследница газет/пароходов Мередит (Бланшетт), весьма гармонично дополняющая партии основных персонажей.
Хорошо, черт возьми, и хорошо весьма.
Что меня немного удивило, так это финал. Почему именно так? Далеко не единственный вариант развития событий, и не самый логичный.
Эрго. Сильная психологическая драма, поднимающая уйму непростых проблем.
P.S. Полное название фильма (которое мелькает в начальных титрах) — «Загадочный, тоскующий, скрытный, печальный, одинокий, озадаченный, музыкальный, одаренный, умный, красивый, нежный, чувственный, преследуемый, страстный, талантливый мистер Рипли»
Бюст, сыгравший немаловажную роль в одной из сцен – это бюст римского императора Адриана.
P.S.2. Первая экранизация романа Хайсмит «На ярком солнце», довольно сильно отличается от версии 1999. Во-первых, абсолютно другой конец. Во-вторых кардинально отличается подача некоторых образов. Рипли в исполнении Делона, молодой, но весьма целеустремленный красавчег, осознанно и коварно охотящийся за деньгами юного Гринфилда (здесь весьма потасканного жизнью мужика). Мардж откровенная тупенькая блондинка (невзирая на каштановые волосы). Никаких намеков на гомосексуальные намеки (пардон за каламбур). Ускорен ход событий, отсутствуют некоторые линии, весьма важные в подаче Мингеллы. Это при том, что порядок действия весьма схож в обоих версиях. Очень интересно наблюдать за вариантами режиссерского и сценарного видения на основе одного материала.
Режиссер: Энтони Мингелла
В ролях: Мэтт Дэймон, Гвинет Пэлтроу, Джуд Лоу, Кейт Бланшетт, Филип Сеймур Хоффман, Джек Девенпорт, Джеймс Ребхорн, Серджо Рубини, Филип Бейкер Холл, Селия Уэстон