Та, что стала Солнцем, Паркер-Чан Ш.

Шелли Паркер-Чан «Та, что стала Солнцем». — М.: Эксмо: Fanzon, 2022 г. (Первый роман дилогии «Сияющий Император»).

Идущая за мечтой, или Андрогинный Китай

14 век. Китай под властью монголов. Но уже не первый год в стране бушует восстание Красных повязок. Похоже, осененное благословением Небес, ведь у восставших появился Сияющий принц, обладающий Небесным мандатом.

10-летняя девочка-крестьянка была максимально далека от вопросов политики и власти. Пережить бы еще один день в умирающей от голода деревне.

Далека до той поры, пока не приняла на себя судьбу брата Чжу Чонба, которому обещано величие.

Однако судьба судьбой, но ее еще нужно воплотить. Благо, девочка оказалась на диво упрямым и умным человеком.

Ее путь лежал в монастырь, а затем в лагерь Красных повязок. Где с помощью сообразительности и доли удачи Чжу сделает первые шаги, ведущие к невообразимым вершинам.

 

Полку ориентального фентези прибывает год от года. Кен Лю, Фонда Ли, Куанг, Шакроборти, Мэдсон, Саульский.

И вот новый роман, обласканный критикой и если цитировать один из рекламных отзывов: «добавляющий нюансов теме гендера». Что да то да, вот вам женщина претворяющаяся мужчиной (прием, правда, отнюдь не новый), а вот евнух в качестве второго главного героя. Причем не обрюзгший колобок, как тот же Варис, а изысканной красоты существо с ярким нежным лицом девушки, но без женственности в чертах. Во как!

Что любопытно, несмотря на модную повестку, подавляющее количество ведущих женских (?) персонажей и то, что поначалу от романа слишком уж веет Мулан, книга читается неплохо.  

В первую очередь благодаря элементам историчности и китайскому колориту. Автор привязывается к важным для Китая событиям: освобождению от власти монголов и появлению династии Мин. Перед нами аж никак не исторический роман, но о реальных персонажах и событиях Шелли не забывает. Место будущего императора Чжу Юаньчжана в романе занимает девочка Чжу Чонба, перенявшая на себя ряд элементов из становления настоящего властителя, как-то низкое происхождение или учебу в монастыре.

Мы увидим ГГ начиная с ее 10 лет и пройдем вместе немалый путь. Через нее и вторую героиню/героина знакомясь с жизнью Китая 14 столетия. Глобальным голодом среди крестьянских подворий. Бандитским беспределом. Нелегким бытом послушников в монастыре, обычном, не Шаолине. Монастыре, правда, продвинутом, настоятель которого не только работой и молитвами дни народа заполняет, но и учебой. Противодействием разных партий в лагере Красных повязок. Влиянии избранного Небом властителя на мораль и боевой дух окружающих. Женской половиной особняка. Побываем в Охотничьем лагере Великого хана на его ежегодной Весенней охоте. Увидим высший свет монгольской империи Великая Юань. Поучаствуем в их развлечениях, соревнованиях, пиршествах (ханского двора можно было и поболе).

Имеются в романе мистические элементы, которые почти не влияют на сюжет. Чонба, к примеру, способна видеть призраков, которые никак не взаимодействуют с живыми, только смотрят пристально, гады. А властители, избранные судьбой на царство, обладают Небесным мандатом — божественным светом, излучаемым телом, физической манифестацией права на власть, дарованного Сыну Неба. Причем этот самый Мандат в разных долях может принадлежать нескольким одновременно живущим товарищам.

Во вторую обратим внимание на протагонисток/стов.

Чжу Чонба, а точнее безымянная девочка, волевым решением приявшая судьбу брата вместе с его именем. Отличающаяся лицом, напоминающим голову сверчка или богомола. Упорный ребенок, не жалея сил ринувшийся за мечтой. Отринувшая свой пол, до зубовного скрежета жаждущая величия. Неплохой психолог, тонко чувствующая интриги, умеющая нестандартно мыслить. Пользующаяся всеми возможностями, которые предоставляют ей новые технологии, природные ландшафты, и, конечно же, люди. Говорящая о себе в третьем лице (это не только ее особенность). Ставшая причиной смерти тысяч человек. Нарушившая клятвы буддийского монаха, способная на предательство и убийство невинного, без особых сомнений идущая по головам. Женская сторона личности помогает персонажу без шор видеть подоплеку событий, мужские недостатки и слабости. Играть в мужские игры с чит-кодом, без хлещущего из ушей тестостерона, похоти, гордыни. Плюс мощнейшая интуиция, почти сверхъестественное ощущение того, в каком именно месте нужно оказаться для достижения целей. Вот еще одна мистическая особенность (или бог из машины?), присущая, кстати, и второму герою.

Генерал-евнух Оюан — последний из рода предателей. Некогда раб, сейчас военачальник при наследнике Великого князя провинции Хэнань. Жаждущий отомстить виновникам гибели семьи и предпринимающий для этого целый ряд шагов. Намертво привязавшийся к наследнику, ставший искренним другом Эсэня. Раздираемый противоречиями между жаждой возмездия и нежеланием причинить боль товарищу и покровителю. Частенько терзающийся сомнениями и рефлексиями. Отличный полководец и мечник, воспринимаемый  всем миром как противоестественное создание, недостойное своего места. Сопровождаемый целым роем призраков.

Каждому из двух героев выделяется примерно равное количество страниц (с некоторым преобладанием Чжу). Они не раз пересекутся, оказав заметное влияние на судьбы друг друга.

Стоит отметить, что оба протагониста принадлежат к подвиду людей, являющих собой «не мужчину и не женщину, а совершенно другую сущность». Эдакие реплики на тему андрогинов. Любопытный подход. Правда, без людского фетиша по фамилии секс, ребята/девчата все равно не обойдутся. Чжу найдет свое лесбийское счастье. А Оюан будет терзаться влечением к Эсэню. Впрочем, это дело житейское, восприятию книги не сильно мешает.

Из персонажей также можно вспомнить Ван Баосяна – младшего приемного сына Великого князя провинции Хэнань. Еще одного парию. Мужчину, вместо доблестных воинских упражнений, избравшего стезю ученого и счетовода. Расчетливого, неглупого, способного на коварные поступки.  Девушку Ма Сюин – пример женской энергии, сопереживания и сочувствия. И Левого министра Красных повязок Чэнь Юляна — прожженного манипулятора и интригана.

Интриги, впрочем, сильной стороной романа не назовешь. Основным приемом здешних макиавелли становится «подстава» оппонента под гнев вышестоящих, создание возможностей для ошибки противника, использование этой самой ошибки в своих интересах. Негусто.

Благо местные воители умом не отличаются, радостно и горделиво бросаясь во все ловушки, которые для них расставляют.

Описаний битв автор также не подгонит, так вскользь, без подробностей. А вот неожиданный поворот после одной из встреч героев имеется – как же без него.

Несколько напрягает китайская специфика речи, большей частью персонажи говорят что называется «не по-людски», слишком уж формализировано, да и частые вскрики и переживания об уважении со стыдом быстро надоедают. Хотя: «восток есть восток…».

Позабавило восприятие сторон друг другом. И для китайцев (точнее наньжэней), и для монголов оппоненты являются «варварами», о чем представители сторон неоднократно заявляют. Люди такие люди.

Язык романа в целом не впечатляет. Стиль местами тяжеловат и вязок, порой излишне переполнен рефлексиями героинь/героев.

Зато о тяжелой женской судьбе мы узнаем много нового (как и о тех мужчинах, которые сходят со стандартного пути воина). Маленькие ступни, специально бинтуемые с детства. Ступни, фактически не позволяющие даме нормально ходить, и соответственно сбежать «свит за очи».

Четко отведенное место племенной и рабочей кобылы в одном лице. Отсутствие собственных целей и желаний – исключительно долг и забота о муже. Общая сложность бытия в патриархальном, мужском мире. Жить в котором приемлемо можно лишь тем феминам, которые соглашаются на условия, выдвигаемые этим миром. И не дай бог тебе захотеть странного, и вообще задуматься о собственных желаниях.

Взамен автор предлагает строить жизнь, не обращая особого внимания на ограничения, накладываемые полом и социальным положением. Тонко намекая на то, что если человек будет упорно стремиться к своей мечте – возможно все.

При всех описанных нюансах книга, как я уже сказал, читается с интересом, следить за перипетиями романа и судьбами героев — нескучно. Что уже дорогого стоит.

Эрго. Ориентально-андрогинное фентези с альтернативным взглядом на личность и становление первого императора династии Мин.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.