Эйзенхауэровский стрелок, или Иракский синдром
Крис Кайл (Купер) давно, еще с детства, считал себя «овчаркой». Человеком, предназначение которого защищать других. Потому абсолютно не удивителен его выбор, сделанный после теракта в Башнях Близнецах.
Крис отправляется в армию. Причем не абы куда, а в самую элиту элит. В «Морские котики», затем школу снайперов.
И в Ирак.
Место, где легко можно стать лучшим снайпером в истории США. Вот только удастся ли в аду войны сохранить физическую и душевную целостность?
Или это нереальная задача?
Кристофер Скотт «Крис» Кайл прослыл наиболее успешным снайпером Штатов, за время службы в Ираке отправив на тот свет 255 человек, смерть 160 из которых получила официальное подтверждение от Минобороны США.
На его счету также две Серебряных и пять Бронзовых звёзд, успешный выстрел на расстоянии 1920 м (2100 ярдов), и прозвище, полученное от иракцев — «Шайтан Рамади».
Сценарий ленты об этом неординарном человеке был написан еще в 2012 году, через год заняв почетное место в Чёрном списке лучших неспродюсированных сценариев.
А уже весной 2014-го началась работа над картиной. Причем на роль постановщика претендовали Дэвид О. Расселл и Стивен Спилберг, а на главную роль Крис Пратт.
Получившаяся лента была довольно тепло встречена критикой, получив шесть номинаций на премию «Оскар», выиграв правда аж одну статуэтку в категории «Лучший монтаж звука».
Причем, что характерно, можно понять как номинации American Sniper, так и его итоговый провал в оскаровской гонке.
Фильм вышел небезынтересным, профессиональным, с крепко исполненной главной ролью. Но при этом чересчур прямолинейно-патриотичным (хотя не без нюансов), изрядно пафосным, и не привнес ничего нового, или хотя бы свежего в киноискусство.
Согласитесь, количество картин, рассказывающих об нелегких боевых буднях и поствоенных психологических срывах с синдромами, уже давно перевалило за несколько сотен. И ничего оригинального или увиденного с неожиданной стороны Иствуд нам не предъявит. Что, кстати, для этого режиссера в общем-то нетипично.
Плюс то, что бои происходят отнюдь не на родной земле (как в недавней «Незламной»), а вовсе даже на чужой территории, куда Крис со товарищи пришел «нести демократию», изрядно снижают накал ленты.
Тяжело тебе? Так сиди дома, на Техащине и не лезь, куда не просят.
Но если не ждать от этого фильма особых прорывов, а смотреть Sniper просто как военную драму без суперпретензий, о потраченном времени, в принципе, жалеть не придется.
Боевые действия снято напряженно и профессионально. Это конечно не ураганное «Падение «Чёрного ястреба»», но на четверку с минусом картина наработала.
История жизни Кайла поставлена весьма гармонично, разве что чуток подзатянуто.
А Брэдли Купер и вовсе сделал серьезную заявку на освобождение от слащавого романтично-комедийного образа, намертво приставшего к актеру. Мал оттого, что для этой роли он набрал 18 килограммов мышечной массы (Крис Кайл был отнюдь не хлюпиком), у актера в целом получился очень качественный персонаж.
Слегка тормоз, отнюдь не гений, нормальный мужик, с детства впитавший правильные моральные устои, хороший товарищ и патриот. При этом адреналиновый наркоман, с огромным трудом способный спрыгнуть с иглы постоянного напряжения боя.
В общем, Куперу за эту роль однозначный «зачет».
А вот некоторые сюжетные ходы оставили в легком недоумении. Хотя, если учитывать, что лента снята по мемуарам Криса Кайла, и позабыть тезис «врет как очевидец», не исключено, что где-то так оно и происходило в реальности.
Кто позволил суперснайперу, заслужившему прозвище «Легенды» мало того, что ломиться в дома вместе с сиволапой пехтурой, так еще и специально нарываться на неприятности, бегая с парой-тройкой «котиков» за каким-то невнятным террористом?
Вы меня извините, но реакция начальства будет однозначной. Ты крутой «котик»? Не! Ты крутой снайпер. Так ото ж. Лезь на крышу, возьми винтовку и не отсвечивай. А по домам другие бегать будут, у кого косоглазие повышенное.
Не пустит никто лучшего стрелка рисковать жизнью в банальных зачистках. «Легенды» всегда прикрывают, ибо они символ.
Да и сама система осмотра домов оставила какое-то странное впечатление. Неужто до сих пор ничего лучше не придумали, чем ходить гуськом по улицам и вламываться в двери с криком «чисто»?
Как и история противостояния снайперов, которая по большому счету до ума не доведена. Можно было выжать из этой идеи гораздо больше.
Эрго. Драма о войне и ее последствиях. Ничего нового мы не увидим, но ценителям этого жанра вполне можно смотреть из-за хорошей работы Брэдли Купера, и съедобных боевых сцен.
P. S. Кстати неправильно было бы пройти мимо кассовых сборов ленты. Все же больше полмиллиарда при 58 лимонах бюджета – это круто.
Режиссер: Клинт Иствуд
В ролях: Брэдли Купер, Сиенна Миллер, Кайл Галлнер, Коул Конис, Бен Рид, Элиз Робертсон, Люк Саншайн, Трой Винсент, Брэндон Сальгадо, Кейр О`Доннелл, Марне Паттерсон, Джейсон Холл, Билли Миллер, Леонард Робертс, Джейсон Уолш, Рейнальдо Гальегос, Кевин Лач, Джейк Макдорман, Кори Хардрикт, Эрик Ладин
История жизни Кайла поставлена весьма гармонично, разве что чуток подзатянуто.