Семейные ужасы в миниатюрах, или Тихий омут Грэхемов
Смерть всегда неожиданна и печальна. Даже когда умирает пожилая женщина, давно страдающая деменцией. Соответственно и смерть матери Эллен стала для Энни Грэхем (Коллетт) грустным днем. Невзирая на то, что с матерью Энни почти не общалась, да раньше в их отношениях хватало подводных камней.
Не в лучшем состоянии оказываются и остальные члены семьи. Муж Стив (Бирн), их сын старшеклассник Питер (Вулф) и девочка-подросток Чарли (Шапиро). Стив по горло занят работой, Питер своими пубертатными проблемами, а Чарли… Ох уже эта Чарли. Крайне непростой ребенок. И дело даже не проблемах со здоровьем и сильнейшей аллергии на орехи. А в психологических проблемах девочки. Она дико замкнута, не общается с другими детьми, рисует жутковатые картинки и находится полностью в себе.
А тут еще видение покойной родительницы, настигшее Энни как-то ночью. Все же кончина матери жуткая штука.
Однако не пройдет и пары недель, как Грэхемы обнаружат, что смерть бабушки далеко не худшее, что может случиться с этой внешне благополучной семьей.
Я не фанат «ужастиков», и Hereditary смотреть не собирался, даже после удачных недавних представителей этого жанра, типа «Прочь» (http://perekat.kiev.ua/прочь-get-out-2017/ ) или «Тихого места» (http://perekat.kiev.ua/тихое-место-a-quiet-place-2018-рецензия-ужасы/ ). Однако отзывы на ленту были сплошь положительными, и я решился. По большому счету зря. Картина оставила весьма неоднозначное впечатление.
Прямой перевод названия фильма — «Наследственный» или «Наследие», аж никак не «Реинкарнация», что наталкивает на в корне неверные аллюзии.
В плюсы фильму можно занести атмосферу и интригу. В минусы – то к чему постановщики свели эту самую интригу. Актерские работы находятся где-то посредине. Теперь по порядку.
Одинокий дом, стоящий посреди безлюдного леса. Пустынные коридоры особняка, в которых буквально теряются члены семьи Грэхем (а поскромнее надо быть, нефиг селиться вчетвером в доме, рассчитанном на батальон с усилением). Миниатюры, над которыми работает Энни. Миниатюры с ходу задающие нужное настроение, визуализирующие идею игрушек судьбы, кукол в руках потусторонних (для игрушек) сил. Хорошая идея, без балды. Камера неторопливо и отстраненно, как бесстрастный наблюдатель, скользящая по стенам, фотографиям на стенах, мебели, лицам жильцов.
Намеки на сравнение зрителя с этим самым наблюдателем, кстати, имеют как сильную, так и слабую сторону. Мощь такого подхода во вживании в сюжет. Ассоциировании себя с ситуацией. Недостатки в проблемах с сопереживанием. Мы несколько отдаляемся от персонажей, которые и так не сильно располагают к себе.
Адекватный саунд, звуковые эффекты и операторская работа. Туманные силуэты на грани видимости.
Причем долгое время абсолютно неясно, что мы вообще видим. Галлюцинации героев, у которых шизофрения привычное семейное качество? Плоды воспаленного разума, не устоявшего перед трагедией? Или все же действительно некие потусторонние силы? Неужто мы вновь будем слушать размышления на тему, как меняются вернувшиеся из-за грани? Тему, практически закрытую Кингом в «Кладбище домашних животных». Или опять нас будут пугать домом с приведениями? Или еще каким злокозненным снусмумриком? Эта неопределенность является одной из сильнейших сторон картины.
Вдобавок после получаса действия нас огорошивают сильнейшим сюжетным поворотом, и зритель окончательно запутывается в происходящем. Заодно оказавшись по уши втянут в семейные дрязги Грэхемов, плотно познакомившись с их маленькими и не очень тайнами, грязным бельем и скелетами в шкафах. На этом этапе Hereditary достойна хотя бы части восторгов по своему поводу и занимается скорее не ужасами, а исследованием психологических семейных проблем гомо сапиенс.
К сожалению, развязку постановщики запороли. От количества нелогичностей и вопросов к сценаристам просто пухнет голова.
-Почему именно семейство Грэхем? Чем они такие особенные, отчего не любой Вася с улицы, или один из товарищей, появляющихся в финале?
-Допустим ситуацию с тортом и столбом, нам подают как специально разыгранную операцию для последующего внедрения в умы матери идеи спиритуализма. Но что происходит с Питером? Зачем в рамках этой самой операции членовредительство и удушение?
-С чего героиня так привязалась к тетради? Отчего решила, что именно тут собака зарыта?
-Понятно, недоверие близких способно испортить все благие намерения. Но после сцены в классе попробовать увезти Питера к черту на кулички попробовать однозначно стоило.
-И самое главное. Что у нас с одержимостью? В контексте судьбы Энни? Если все так просто, как после сцены с камином (можно даже разглядеть намеки «на это» и раньше), к чему было вообще огород городить? Взял, что тебе нужно, и финита. Это даже если принять на веру, что тут так хорошо, и все безоглядно хотят сюда. Что далеко не факт. Тем более на долгое время. Или обыгрывается концепт, что происходящее желание исключительно Эллен и компании, а объекту все равно?
В общем, финал откровенно слит. Понятно, что вы хотели нестандартного выхода из заданной ситуации. Жаждали совершить еще один твист, подобный торту и столбу. Вновь удивить зрителя. Но в результате только испортили неплохое впечатление. Да, по слухам примерно треть фильма была вырезана (и даже без этой трети он идет два часа — чего откровенно много). Возможно, в режиссерской версии некоторые из нелогичностей были бы объяснены. Но, простите, тогда вам надо было не полнометражку снимать, а сериал. Причем, скорее всего не британского, а штатовского формата. А с задачей втиснуть все свои идеи в обычный по размеру фильм постановщики откровенно не справились.
Актеры выручить постановку не смогли. Хотя интересные моменты в лицедейской игре имеются.
Австралийка Тони Коллетт и ее Энни. Персонаж сыгран эмоционально, порой чересчур, на грани переигрыша, со взрывами крика, типичными женскими реакциями, слезами, нелепостями, перегибами, срывами и скандалами. Опять же шизофрения и лунатизм. Порой за нее даже бывает стыдно и неловко. А это, возможно, признак актерского мастерства. В общем, персонаж мне не понравился, артистке — зачет.
Ее супруга, в исполнении заслуженного Гэбриела Бирна («Перекресток Миллера») не очень много, да и большого влияния на происходящее он не оказывает.
Сын Питер (Алекс Вулф). Больше всего запомнились его глаза. Они у него почти всегда большие и круглые.
Дочь Чарли (Милли Шапиро). Типаж у девочки интересный и нездешний, без балды. А вот как актрисе ей еще есть над чем работать. И много.
Эрго. Психологический ужастик, интересный первыми двумя третями и портящий все впечатление последней. Финал по логике запорот напрочь. Ясен ход мысли постановщиков, старавшихся создать нечто нестандартное, но продумывать сценарий нужно на порядок лучше.
Режиссер: Ари Астер
В ролях: Алекс Вулф, Гэбриел Бирн, Тони Коллетт, Милли Шапиро, Кристи Саммерхэйс, Морган Ланд, Мэллори Бехтель, Джейк Браун, Харрисон Нелл, Брианн Рейчел