Не доверяйте гипнотизерам, или Мода на черный
Молодой чернокожий фотограф Крис Вашингтон (Калуя) не очень-то хотел ехать на выходные к родителям своей девушки Роуз Эрмитедж (Уильямс). Девушка у него белая, родители как можно догадаться тоже, а Крис не очень хорошо себя чувствует в окружении большого количества белых. Тем более живут Эрмитеджы в глубинке, с ее патриархальными нравами. Однако Роуз уверила, что ее родные ни разу не расисты, и визит состоялся.
Сперва все шло более менее нормально. Однако с каждый часом Крис убеждался в том, что происходит нечто странное, и у семьи Эрмитедж в шкафах немало скелетов. Однако чем именно закончится эта поездка, Крис не мог предположить даже в страшном сне.
Пляски вокруг проблемы расизма в цитадели демократии, до сих пор продолжаются с неослабевающим старанием. Кинематограф, как зеркало общества, включается в бичевание этого страшного греха по полной. Снимаются серьезные фильмы, зрящие в корень проблемы, такие как «12 лет рабства» (http://perekat.kiev.ua/12-лет-рабства-12-years-a-slave-2013-рецензия-обзор/ ). Боевитые вестерны – «Джанго освобожденный» (http://perekat.kiev.ua/джанго-освобожденный-django-unchained-2012/ ). Ленты о современных гранях расизма — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (http://perekat.kiev.ua/три-билборда-на-границе-эббинга-миссу/ ).
Однако этого мало. Актер и сценарист Джордан Пил решил подойти к задаче со стороны триллеро-ужастика, не лишенного черноюморных элементов. И сорвал банк.
«Оскар» за лучший оригинальный сценарий, плюс три номинации: лучший фильм, лучший режиссёр и лучшая мужская роль. Номинации на «Золотой глобус». 255 017 329$ при 4 лимонах бюджета.
Неужто шедевр? Не совсем, но лента вышла любопытной.
В первую очередь охота отметить флер таинственности, окутывающий происходящее. Что именно происходит в поместье Эрмитеджей, мы не узнаем до самого финала. А большинство зрительских догадок идут мимо кассы. Призраки, маньяки, злые провинциальные расисты, потусторонние силы, в процессе вы перепробуете всех этих и многих других кандидатов на должность главного зла. А развязка все равно подарит вам парочку неожиданностей. Сценарный «Оскар» картина скорее заслужила, чем нет, и это не смотря на мощнейших конкурентов: взять хотя бы те же «Билборды». Все равно распилить статуэтку пополам не получится.
При всех достоинствах сценария хватает в нем штампов, неподобранных хвостов с нелогичностями и «провисами». Но во время просмотра они в глаза почти не бросаются.
Во вторую — общую атмосферу. Нагнетание обстановки, начиная со времени начала поездки. Загадочное поведение обитателей усадьбы. Недомолвки, странности, косые взгляды. Ожидание неприятностей. Постепенное прояснение обстоятельств, понимание ловушки, в которой очутились герои. Весьма качественное напряжение.
А вот от актеров я ожидал большего, тем более после номинации на Оскар для Дэниэла Калуя. Вообще стоит заметить что лицедеи в ленте подобраны не очень известные, на слуху, пожалуй, лишь Брэдли Уитфорд («Хижина в лесу», «Кейт и Лео»). Справились с задачами они нормально, на четверку с минусом по пятибалльной, но никаких подвигов от них ожидать не стоит. Разве что у Бетти Гэбриел (Джорджина) была одна хорошая сецна. Да Эллисон Уильямс в финале на контрасте выдала парочку неплохих этюдов.
Образ главного героя вышел интересным, но далеко не идеальным. Дэниэл играет парня невозмутимого внешне, но тонко чувствующего и эмоционального внутри. Плюс прибитого серьезной детской психотравмой. Если б он еще не переигрывал местами, было б гораздо лучше. И конечно не обошлось Get Out без непременного комедийного персонажа в лице Рода – друга Криса. Причем комедийный то комедийный, но влияние на сюжет он оказывает регулярное и весьма существенное.
Кроме комедийного Реда, в картине хватает элементов сатиры, гротеска и преувеличения. Как вам использование «бюста» оленя в качестве оружия?
Ну и конечно основная концепция ленты, вызвавшая в штатах кучу восторгов, премий и номинаций. Нормальных белых людей нет вообще. Как класс. Ну, это если верить фильму, понятно. Подавляющее большинство белых просто находится за кадром, то бишь никак не влияет на ситуацию. Те, кто попадался героям, либо оказываются расистами, презрительно и недоверчиво относящимися к черным, либо откровенными злодеями. И это при том, что «быть черным нынче модно». И при экивоке в сторону того что проблема шире, чем отношения «снежок-шоколадка»: «мне все равно какого цвета у тебя кожа». В общем, нормальный черный пацан от ЛЮБОГО белого должен вечно ожидать «подляны». Иначе сожрут. Интересно, к чему бы это? Неужто они действительно так думают? Или это тоже элемент сатиры?
Эрго. Интересный «антирасистский» триллеро-ужастик с любопытным сценарием, хорошей атмосферой и качественно нагнетаемой таинственностью. А вот от актеров можно было ждать большего.
Режиссер: Джордан Пил
В ролях: Дэниэл Калуя, Эллисон Уильямс, Кэтрин Кинер, Брэдли Уитфорд, Калеб Лэндри Джонс, Маркус Хендерсон, Бетти Гэбриел, Лейкит Стэнфилд, Стивен Рут, Лил Релл