Стивен Кинг «Под Куполом». — М.: Астрель, 2012 г.
Локальный Армагеддон в штате Мэн, или Наглядное пособие по экстремальной психологии
Осеннее утро в маленьком городке Честерс-Милл штата Мэн начиналось как всегда.
Парил в высоте самолет с Клодеттой Сандерс, совершающей учебный полет. Шел по лесной дороге, покидая город из-за конфликта с Ренни-младшим, сыном второго члена городского управления, Дейл Барбара, повар ресторанчика «Эглантерия». Собирала кабачки на своем окраинном огороде Майра Эванс. Сгребал опавшие листья с лужайки перед своим домом начальник полиции Говард Перкинс. Собирался нанести визит Энджи Маккейн, подруге своего приятеля, тот самый Ренни-младший. Визит, который закончится совсем не так, как он планировал.
А затем, в один прекрасный миг, утро резко перестало быть томным.
Над Честерс-Милл возникает огромный Купол, непроницаемый ни для чего, кроме воздуха (и частично воды). Купол, точно повторяющий административную границу городка. Исчезло электричество, проводная связь, и до соседнего Касл-Рока вдруг стало не ближе, чем до Луны.
Этим же вечером по телевизору выступил Президент, сказавший лишь то, что он тоже нифига не знает. Но все равно, спокойствие и только спокойствие. Благо генераторы в городке стоят почти в каждом доме, а запасов еды и горючки хватит минимум на месяц. А за это время наши ученные и военные обязательно что-нибудь придумают.
Но что случится за это время с горожанами, отрезанными от «большой земли»? Ведь Честерс-Милл, похоже, имеет все шансы превратится в место, по сравнению с которым пресловутый Дикий Запад буде казаться образцом благоразумия, покоя и законности.
И все, чем может помочь армия США в лице полковника Джеймса Оу Кокса, это убедить своего бывшего подчиненного Дейла Барбару в том, что источник, генерирующий Купол, нужно искать в самом городе.
Вот только, по какой причине маленькая Джанель (и не она одна), впавшая в малый эпилептический припадок, просит остановить Хэллоуин?
Дебютный роман Стивена Эдвина Кинга «Кэрри» увидел свет еще в 1974 году. Юбилей, однако. Уже 40 лет невозможно представить мировую литературу без этого забавного очкарика, описывающего совершенно не забавные вещи. Вампиры, приведения, бешеные собаки, автомобили, духи, демоны и другие зловредные поту (и посю) сторонние сущности роятся на страницах его книг, как пчелы над цветущим лугом.
Но главной зловредной сущностью, частенько оказывается обычный гомо сапиенс. Творчество Кинга («11/22/63«) можно назвать энциклопедией человеческих пороков и негативной психологии. Гордыня, тупость, зависть, злоба, мещанство, жадность сплетаются у него в разнообразных сочетаниях, буквально выворачивая наизнанку «темную сторону» людской сущности. Демонстрируя ее во всей максимальной неприглядности (особенно на фоне немногочисленных адекватных членов общества), заставляя читателя обратить внимание на гадкие проявления в себе самом. Задуматься, ужаснуться, и что-то изменить к лучшему.
В этом смысле Under the Dome можно назвать кульминацией творчества Стивена, апогеем апофеоза этой непростой, но такой нужной грани его многолетней работы.
Кинг, как великолепный психолог, по ноткам разбирает поведение людей, оказавшихся в замкнутом пространстве (пускай и весьма немалом), показывает, как они доходят до жизни такой. Доводя ситуацию до абсолюта. В прекрасном городе Честерс-Милл авторским произволом перемешиваются личностные, религиозные, психологические, половые, властные, возрастные конфликты. В абсолютно безумных пропорциях и объемах. Создавая настолько ядреный коктейль, что выпивший его рискует получить мощнейший катарсис. Или сказать: «А че, нехило так мужик наваял. Конкретные кексы в этом Милле. Тока буков многовато».
Персонажи у Стивена всегда прописаны очень тщательно и объемно, неся за собой качественный шлейф роли. Мы чувствуем, что каждый из них проявлял свой негатив на протяжении всей жизни. Но пока не появился Купол, все это было спрятано, или, по крайней мере, держалось на поводке.
Но как только стало понятно, что внешний мир на неизвестное время лишен возможности влиять на происходящее в Честерсе, многие послетали с катушек. Это не лучшим образом характеризует их умственные способности, ведь все грешки и преступления по любому позднее вылезут наружу (к сожалению, принцип «после нас хоть потоп», всегда имел изрядное количество адептов).
В Честерс-Милле мы имеем эдакий локальный вариант Армагеддона. Не всемирный апокалипсис, когда только ты сам себе друг товарищ и брат, а остальные тамбовские волки. Наоборот налицо очень большая вероятность того, что Купол рано или поздно исчезнет. И обычная жизнь вернется. Но даже несмотря на это, некоторые жители не в состоянии отказаться от соблазна «урвать кусочек пожирнее».
Самыми яркими представителями антагонистов Честерса выступает семейство Ренни. Отец — Джим, второй член городского управления, и его сын Младший.
Папашка – эдакий раздувшийся от самомнения мелкий торговец-политик с комплексом Наполеона. Серый кардинал Честерса, неглупый, но самоуверенный, по дурному религиозный. Основной движитель перемен к худшему в покрытом Куполом городке.
Сынуля – среднего ума гопник с неконтролируемыми приступами ярости, усугубленными сильной мигренью.
Остальные – либо молодые туповатые подростки, либо паршивые людишки с червоточиной, либо сонные обыватели, «на раз» поддающиеся психологическому воздействию, игре на струнах страха и паники.
Но, слава небесам, в романах Стивена (несмотря на общий пессимистичный фон), хватает и хороших людей. «Под Куполом» их оказалось на удивление много, поболе, чем обычно в произведениях «Короля ужасов» (неужто Дядька Кинг с возрастом подобрел, начав больше верить в людей?!).
Даже сложно выделить одного. Это и повар-полковник Барбара, наиболее подходящий на роль Белого Рыцаря. Джулия Шамуэй, владелица и редактор местной газеты – репортер в изначальном, уже позабытом значении этого слова. Фельдшер Расти, настоящий медик не по диплому, а по призванию. Его жена патрульная Линда Эверетт, победившая материнский инстинкт. Третий член городского управления Андреа Гриннел, нашедшая силы вырвать свою судьбу из лап смертельной привычки. 12 летний компьютерный гений Джо Макклэтчи по прозвищу Пугало. И это только малая часть тех, кто остался Людьми. Даже в очень не располагающих к этому условиях. Людьми, выходящими на битву со Злом.
Зло в творчестве Кинга принимает разные обличья. И, чаще всего, поначалу оно сильнее Добра. Иногда намного.
Борьба с ним бывает разной. От молчаливого неприятия. Через минимальную помощь Добру. До прямой схватки лицом к лицу. Глядите, говорит Стивен. Люди, они разные. Для одного вершиной сопротивления будет недеяние. Для другого – вовремя открытая дверь. Для третьего – отрывание злецу головы. Не делайте то, на что вы неспособны. Но в пределах своей компетентности, уж будьте добры.
И мозгами не забывайте пользоваться, иначе вас разыграют втемную, как лохов позорных, пикнуть не успеете.
Это аспект в Under the Dome рассмотрен всесторонне. Хотите увидеть, как легко создается диктатура в обычном американском городишке? Как просто, не имея моральных принципов, и обладая тщательно взлелеянным влиянием, управлять людьми? Хотите изучить психологию толпы и способы управления ее поведением? Поглядеть, какие типажи смогут не поддастся внутреннему зверю и внешнему оболваниванию? И есть ли у них шансы против беспринципного врага? Добро пожаловать в Честерс-Милл!
Но все же мы читаем не Достоевского, а Кинга, посему будьте уверены, чистой психологией дело не обойдется. Вдоволь будет не изведанного, сперва робко, а затем все наглее вторгающегося в жизнь городка. Будет хватать крови и неаппетитных подробностей (книги Стивена вряд ли занесут в обязательную программу для младших классов).
Но, самое главное, Люди (те, кто достоин этого гордого имени) все же найдут в себе силы и способности справиться с бедой (пускай выживут далеко не все достойные). Как уже случалось ранее, и, по-видимому, не раз случится позднее. В книгах одного из самых скрытно-оптимистичных писателей современности.
Единственный нюанс – финальный отрезок оставил очень неоднозначное впечатление. Многовато, как на меня, ветхозаветно-библейских мотивов с аллюзиями. Кто там унаследует землю? Раскаявшиеся? Осознавшие? Добрые? Кроткие? Ну да, так как то.
Эрго. Кинг, как не крути, это уже классик мировой литературы и один из сильнейших психологов нашего времени. Каждая его книга – событие. «Под Куполом» — знаковый роман для Стивена, роман подводящий итоги (возможно промежуточные) огромному пласту его работы по препарированию американского общества.
Обзор сериала по книге читайте тут http://perekat.kiev.ua/под-куполом-under-the-dome-сериал-2013/