Стучит в мое сердце, или Любой урка может управлять полком!
1938 год. Союз, разгар репрессий. Капитана Игоря Петрова (Машков) вызывают из отпуска в Ленинград. Практически все командиры его части уже кукуют на нарах, и Петров понимает, что он следующий. Но делать нечего, капитан отправляется в северную столицу, оставляя дома надежду на спасение и жену Риту (Лядова).
В том же поезде в Питер едет медвежатник, «законник» Сенька Пепел (Миронов), везущий воровской общак.
Обстоятельства складываются так, что в город Ленина в капитанской форме, и с пробитой головой приезжает уже Пепел, а Игорь, с документами вора (предварительно спрятав общак), попадает на зону за двойное убийство.
В том же лагере оказывается Витя «Гардероб» (Смоляков), жаждущий вернуть воровское добро. А Сенькой, которого чекисты принимают за Петрова, вплотную занимается доблестное НКВД.
К стенам которого приезжает Рита, получившая известие о ранении мужа в поезде.
Сериал «Пепел» изначально выглядел весьма амбициозным проектом. Мало того, что главные роли исполняют Машков с Мироновым, одни из лучших российских актеров. Так еще и постановкой занялся голливудский режиссер (родившейся в Киеве), автор неординарного «Дома из песка и тумана» Вадим Перельман.
Тем более к воссозданию реалий эпохи подошли со всей ответственностью (несмотря на то, что история, лежащая в основе картины, была полностью выдуманной). Места, где сохранился антураж того времени, искали в Питере, Москве, под Выборгом, в Финском заливе и Карелии.
Еще одной изюминкой ленты стала новая встреча двух титанов российского кинематографа на «М», седьмая по счету.
Результат получился интересным, но с изрядным количеством претензий.
Главное негативное впечатление, сериал буквально разваливается на две части. Каждая из них смотрится с интересом, и каждая является фактически законченным фильмом. Но вместе они не стыкуются категорически.
Причем даже на таком основополагающем уровне, как характеры главных героев.
Скворцов – вначале полностью довольный воровской жизнью законник, не представляющий другого существования. В условной второй части кардинальнейшее изменение на 180 градусов. Фактически перед нами другой человек. Никто не спорит, развитие героя на протяжении фильма дело жизненно необходимое. Но было бы неплохо рассказать, за счет чего произошла такая метаморфоза. Нам же выдают драматические перипетии, в результате которых человек должен еще больше озлобиться и зачерстветь, вконец возненавидев советскую власть. А мы видим совсем противоположное, эдакого слугу генсеку, отца солдатам.
Обратная картина с Петровым. Нормальный капитан Красной Армии, любящий муж и хороший командир превращается черт знает во что. Вновь мы видим другого человека. Опять же, отчего? С ним судьба как раз обошлась относительно мягко. Почему он так озлобился? Или это тонкий намек на его гниловатую сущность?
Добавляют непоняток игры постановщика со временем. Когда по всем зрительским ощущениям с начала картины проходит максимум полгода (напомню дебют в 1938-м), мы вдруг узнаем о начале войны. То бишь за почти два года (причем системообразующих для их новых личностей) в жизни героев «не бысть ничего» интересного.
Очень напоминает «Джонни, сделай монтаж» в его худшем проявлении.
Если общая идея режиссера о непростом времени, когда каждый может быть кем угодно, занимать чье угодно место, от урки до генсека, причем фактически подряд, в принципе понятна, то необоснованные изменения ГГ очень мешают нормальному восприятию.
И обиднее оттого, что по отдельности части сериала сделаны очень профессионально, с классическим нагнетанием саспенса, через качественные драматические перипетии, с хорошими актерскими работами. Оторваться от экрана, особенно когда дело идет к развязке, весьма сложно.
Ну отчего же было не продумать лучше причины и пути изменения героев, и не подобрать временные хвосты!
Напоследок пару слов об актерской игре.
Для Машкова, как на меня, это далеко не лучшая роль. Чересчур он каменно-непробиваемый. Как статуй Командора. Возможно это режиссерские требования (потому что в потенциале Владимира сомневаться попросту глупо), но тайного смысла такой трактовки образа мне постигнуть не удалось.
Персонаж Миронова вышел гораздо более человечным, при этом отнюдь не мягкотелым. По ситуации то жестким и уверенным, то любящим и нежным. Но всегда надежным, и с большим запасом прочности.
Лядова создала очень качественный образ подруги, жены, вдохновительницы. За такую женщину сражаться легко и приятно. И главное, хочется. Вот только ее любовные метания вызывают некоторое недоумение. То без этого жить не могу, то без того. То опять без этого.
Из остальных артистов запомнился следователь Куприянов в исполнении неувядаемого Сергея Гармаша, и Витя Гардероб, созданный Андреем Смоляковым. Все же старая школа это знак качества.
Эрго. Интересная по задумке лента, из-за стратегических недоработок распадающаяся на два отдельных фильма, и теряющая от этого львиную долю своего очарования.
Режиссер: Вадим Перельман
В ролях: Владимир Машков, Евгений Миронов, Елена Лядова, Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова, Андрей Смоляков, Пётр Мамонов, Владимир Гостюхин, Ирина Розанова, Сергей Чонишвили, Сергей Фролов, Юлия Марченко, Александр Стекольников, Юрий Архангельский, Александр Дьяченко, Константин Балакирев, Карина Андоленко, Фархад Махмудов, Алексей Телеш