Аркади Мартин «Память, что зовется империей». — М.: Fanzon, Эксмо, 2021 г.
Серия: Sci-Fi Universe. Лучшая новая НФ (Первый роман из цикла «Тейкскалаан»)
Поэтичная империя, или Государственная деятельность во главе угла
Отправляясь на столичную планету империи Тейкскалаан, Махит Дзмаре — новый посол станции Лсел, терялась в догадках, что же произошло с ее предшественником.
Оказалось – все плохо, его кончина становится первой загадкой, тревожащей не только Махит, но и некоторых граждан могучей империи — государства, в котором, похоже, не все в порядке.
Первой, но отнюдь не последней.
Роман активно сравниваемый с работами Леки и Юн Ха Ли. Книга не идеальная, но со своими любопытными фишками.
Основная из них связана с империей Тейкскалаан.
Империя, помешанная на поэзии (поэмы в 17 тыс строк с описанием архитектуры Города), по отношению к литературе напоминающая Британию Ффорде. Огромная космическая держава, смешавшая в себе черты большого количества земных аналогов – Рима, Византии, Британии, Китая, ацтеков.
Использующая сложный язык с глифами вместо букв. Снисходительно-презрительно относящаяся к негражданам, считающая их варварами и не совсем людьми. Кстати, настоящие нелюди в космическом пространстве романа тоже имеются. До сих пор практикующая жертвоприношение-самоубийство, хотя и считающая это немодным. Совмещающая высочайший уровень технического развития, патронаж над четвертью галактики, с храмами Солнца и средневековым поиском милости Звезд. В перерывах между военной, проводящая крайне успешную культурную экспансию. Империя, жители которой практически не используют натуральные роды, перейдя на искусственные утробы. Или попросту на клонов. А столичная планета Город управляется мощнейшим ИИ на грани разумности.
Что говорить о забавных мелочах типа жестового интерфейса с голоэкранами, висящими в воздухе и облачной привязкой – окуляром с потоком данных, позволяющим гражданам полноценно работать с местной всепланетной сетью.
Именах, обязательно состоящих из числа и названия неодушевленного предмета.
Имперской полиции, составляющей коллективный разум.
Или непременных физических носителях для сообщений, зашифрованных поэзией и «записанных светом».
Тейкскалаан вышел у Аркади на славу.
А это мы еще не добрались до второй, кроме поэзии, особенности, определяющей жизнь империи.
Политика.
Мало того, что здешняя держава, несмотря на завоевательные успехи, и десятилетия мирной жизни, потихоньку близится к упадку. Так и повелитель, не оставив потомка своей крови, назначив, правда целых трех соимператоров, скоро отправится к праотцам. Дело не новое, «солдатских императоров» в истории государства хватало (о! вон еще один на подходе). Не новое, но дающее непаханое поле для кровавой борьбы за власть и политических игрищ. Интриги, затрагивающие признанных претендентов на престол и амбициозных полководцев. Втягивающие в свою орбиту многих чиновников, патрициев и приближенных к ним лиц. Яды, взрывы, убийства, выяснение «cui prodest» то или иное действие. Отслеживание малейших оговорок, нюансов публичных выступлений, подводных камней. Разговоры, плетущиеся как паутина на полутонах, скрытых смыслах, намеках. Попытки ГГ разгадать тайны и обойти рифы местного «тонкого тейкскалаанского политика».
Это не считая ведомственной толкотни между министерствами, недовольства народа, терактов, демонстраций, волнений, а порой и откровенных бунтов, требующих вмешательства легионов.
Да, «государственная деятельность» показана у Аркади во всей красе.
И даже перемещаясь в редких интерлюдиях на станцию Лсел, без интриг автор нас не оставит.
А на горизонте уже показывает свое рыло «горячая» война. И неведомая опасность из глубин космоса, способная возможно полностью изменить расклад сил.
Размаха и судьбоносных событий, пускай доберемся мы до них далеко не сразу, автор не пожалеет.
Что может предпринять на этом циклопическом фоне посол небольшой, но гордой добывающей станции? Посол, в юности мечтавшая очутиться в сердце империи, восторгавшаяся их культурой, языком и поэзией. Еще и оказавшаяся тут без помощи того, на кого весьма рассчитывала. Своего предшественника.
Ведь не только империя может похвалиться технологическими свершениями. У станции Лсел было чем ответить.
Имаго.
Живая память, интегрирующаяся в нового носителя. Технология клонирования и подселения разума. Кладезь инстинктивных и автоматических навыков. Способ сохранения знаний, позволяющий подселять реципиенту слепок личности другого человека со всеми его воспоминаниями, создающий новую двойную личность. Этим увлекательным и секретным для чужаков делом на Лселе занимаются уже 15 поколений. Вокруг имаго строится целая система поощрений и наказаний, к примеру, за серьезные проступки уничтожается вся имаго-линия. А гибель одного становится потерей умений полутора десятков. Непонятно, правда, неужто сложно хранить более ранние копии, которые в случае потери последнего в линии, смогут хотя бы частично восстановить утраченное.
Сперва кажется, что технологию имаго во всей красе нам откровенно недодают. Становится обидно, двойственные (в прямом смысле) герои всегда приятно. Но ближе к финалу автор чуток исправится.
А еще Лсесл отвечает за стремление к свободе, присущее маленьким, но гордым социальным образованиям перед лицом монструозных и агрессивных держав.
Повествование за редким исключением крутится вокруг Махит Дзмаре, становящейся нашим проводником в неизведанном мире Города и Мира. В ее сопровождении мы залетим в самые что ни на есть высшие слои Тейкскалаана, познакомимся с обычаями, укладами империи, ее сановниками. Окажем нехилое влияние на события.
Стоит отметить эпиграфы к главам, расширяющие и дополняющие повествование. Тексты из книг, отрывки из фильмов, инструкции, записи переговоров, рекламные проспекты, новостные передачи, похоронные обряды, кулинарные статьи. Причем поданы они всегда с двух сторон: один текст имперский, другой со станции Лсел. Показывая два абсолютно различных подхода к еде, воде, пространству, да всему подряд!
Сюжет развивается достаточно неторопливо, кроме политических интриг подбрасывая читателю детективную линию. Активного действия не ждите, в наличие у нас больше психологическая разговорная конспирология. Герои много болтают и не слишком много делают. Размаха на космооперу пока не хватает (может, будет в следующих томах), действие происходит на одной планете.
Эрго. Приятный, но небесспорный политико-культурологический триллер в поэтическом антураже. Без особого экшена, зато интриг и «государственной деятельности» автор отсыплет сполна. Плюс неплохой задел на продолжение.
P. S. Хьюго? Да, ладно! Как на меня откровенный аванс начинающему автору. Неужто более достойных претендентов не было? Или премия сильно выродилась?