Гимн эскапизму или Сим салабим это вам не Трах тибидох!
Оскар Диггс (Франко) всегда знал, что он станет великим. Даже сбегая с отцовской фермы за нелегким хлебом бродячего фокусника. Даже выступая в странствующем цирке под именем Оза, великого и ужасного. Даже собирая на своих представлениях сущие гроши. Даже под градом капустных кочерыжек, освистываемый публикой. Даже, наверное, убегая от разъяренного мужа-атлета. Возможно, даже сидя в воздушном шаре, увлекаемом гигантским смерчем.
И когда в неведомой стране, куда забросила его стихия (стране, название которой звучит как и его сценический псевдоним) Диггса принимают за волшебника из пророчества, Оскар понимает – вот он шанс на величие.
Есть правда небольшие нюансы. Чтобы стать королем Оз, ему нужно победить злую ведьму из Темного леса. Рассчитывая при этом только на летающую мартышку Филли, а также маленькую Фарфоровую куклу.
Нет, пожалуй, в Штатах более любимой детской истории, чем «Удивительный волшебник из страны Оз» Фрэнка Баума. Вдобавок великолепно экранизированной в 1939 году Виктором Флемингом.
Собравшись вернуть нас в страну Оз, и понимая, что соревноваться с классикой себе дороже, студия Диснея решила рассказать зрителю предысторию великого и ужасного волшебника, и его появления здесь.
Работы предстояла масса. Особо несладко пришлось костюмерам, готовившим гардероб для более чем 1500 актеров. Только для главных героев пошили более 200 костюмов. А ведь требовалось еще 3000 элементов реквизита и декорации для 30 мест, где разворачивается действие картины.
С актерами тоже все прояснилось далеко не сразу. Озом могли стать Роберт Дауни-младший и Джонни Депп. А победителю кастинга Джеймсу Франко, пришлось научиться паре-тройке самых настоящих фокусов. Среди претенденток на место ведьм замечены Оливия Уайлд, Эми Адамс, Блейк Лайвли, Кейт Бекинсейл, Кира Найтли, Ребекка Холл, Хилари Суэнк, Мишель Уильямс.
Лента полностью снималась в павильонах на студии в городе Понтиак, а компьютеры использовались только для создания фантсуществ и дальних планов. Остальное – те самые дорогущие декорации. Недаром бюджет картины составил абсолютно некислые 215 миллионов баксов.
Приквел нелегкого квеста девочки Элли, с ходу завоевал среди части зрителей эпитет «странного», и с этим ярлыком попал ко мне в руки. Странностей на самом деле в ленте немного. К ним с натяжкой можно отнести игры с цветом (точнее его отсутствием) плюс обрезанный кадр в первые 20 минут, и откровенный оммаж Жоржу Мельесу. По словам Катерины (а ей как профессионалу виднее), он проглядывается в очень многих вещах, типа построения кадра и игре актеров.
На самом деле эти странности вполне объяснимы дальнейшим развитием событий. А вот финал, совершенно не вяжущийся с происходящим, мне лично понять так и не удалось. Но об этом чуть позднее. Пока поглядим на достоинства «Оза». Благо их раз-два и обчелся.
На первом месте, естественно, находится картинка. Декораторы и компьютерщики постарались на славу.
Тем более после черно-белого Канзаса, страна Оз производит обалденное впечатление. Серый реальный мир и цветастые игры разума, так как-то. Переливы ярчайших красок, неведомые пейзажи, причудливые существа. Зачет.
Кроме этого если поднапрячься, можно отнести к плюсам довольно беззлобную атмосферу ленты, в которой даже злые ведьмы чувствуют себя немного скованно (есть правда одно исключение). И деловую Фарфоровую куклу. Пожалуй, все.
А теперь поговорим об упорных аллюзиях на канзасское прошлое Оскара, до поры до времени вызывающих вполне положительные эмоции.
Ключевая фраза здесь «до поры до времени».
Вот мы и подобрались к главному недостатку картины, напрочь портящему впечатление.
Чтобы ставить такой финал, какой использовали создатели ленты, в Канзасе у Диггса все должно быть на порядок хуже, чем нам показывают. Не милая, добрая девушка, заботливо спрашивающая о возможной помолвке с другим, и втайне продолжающая любить нашего остолопа. А отпетая ядреная стерва.
Не терпеливый ассистент, считающий Оскара своим другом, а коварный мошенник, сбежавший с его деньгами.
Не весьма толерантные зрители, а жлобы и сволочи, напрочь игнорирующие его трюки. Тогда да, вопросов нет. И такая развязка вполне имеет право на жизнь. Только тогда логично, что все неоконченные дела реального мира, Оскар завершает (как тот гештальт), в сказочной стране. Исцеляет, признает друга, принимает любимую, становится добрым, берет на себя ответственность за людей.
Но если в Казнасе его окружали не сволочи, а вполне милые, приятные люди (которых нам и показывают), к чему этот безоглядный эскапизм? Трусливое бегство, фактическое предательство оставшихся в реальном мире?
И как только фильм заканчивается, отношение к главному герою, которое должно было только улучшаться, падает ниже плинтуса.
Тут же вспоминается, что и с Теодорой как-то нехорошо получилось (почти как с теми пацанами). Была такая милая красненькая ведьмочка, приехал волшебник, великий и ужасный бабник, и нате вам. Что выросло, то выросло. А кто виноват? Сестрица? Не без этого, но и у Оскара рыльце в пушку по самую макушку.
А ведь решение вопроса напрашивается. Стоило всего лишь вернуть (пусть и не навсегда) протагониста в реальный Канзас. Причем любым способом. Либо через очередную волшебную обувку. Либо вообще подать это как горячечный бред лежащего в больнице после аварии шара Оскара.
И пускай Диггс подберет все хвосты, которыми он обвешан, как новогодняя елка игрушками. И пускай создаст грандиозное шоу, которое сделает его великим в реальном мире (мистер Андерсон, хренов). И примет дружбу настоящего Фрэнка, а не только летающей макаки. И признается в любви фермерской дочке Энни, а не только богатой и знатной дочке короля Глинде.
Вот тогда стал бы наш Оскар, в натуре, как великий нехочуха.
Впрочем, можно и просто посмотреть яркую детскую сказку, не заморачиваясь психологическими нюансами.
Об актерских работах. Они здесь двух крайностей. Барышни – томные, плавные, и такое впечатление изрядно подмороженные. Разве что Теодора какое-то время отжигает.
Джеймс Франко наоборот чересчур театрален, а зачастую просто переигрывает.
Обезьянка вялая, никакого сравнения ни с Горлумом, ни с великанами из «Джека» (вот что отказ от «захвата движений» делает!). А жаль. Сейчас компьютерный персонаж вполне способен вытянуть на себе вполне игровой фильм с кучей живых актеров.
Эрго. Яркая, но чересчур эскапистская сказка об инфантильном юноше, способном на свершения лишь в тридевятом царстве.
Режиссер: Сэм Рэйми
В ролях: Джеймс Франко, Мила Кунис, Рэйчел Вайс, Мишель Уильямс, Зак Брафф, Билл Коббс, Джои Кинг, Тони Кокс, Стивен Р. Харт, Эбигейл Спенсер
Всё по делу, ни с чем не поспоришь. Спасибо. ))