Ограды (Fences), 2016 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

Сага о Макссонах, или Проклятие человеческого рода

Америка. 50-е.

Троя Макссона (Вашингтон) сложно было назвать легким и мягким человеком. С самого детства судьба его не баловала. Тиран отец. Ранний уход из дома. Необходимость как-то добывать деньги на хлеб насущный.

Дошло до убийства и 15 лет тюрьмы. Потом дела поправились. Он нашел работу, вернул жену Роуз (Дэвис) и зажил обычной жизнью рабочего человека.

Пока не пришла пора седины в бороду, а заодно периода бунтарского взросления второго сына Кори (Эдепо). Время, когда жизнь семьи Макссонов не имеет никаких шансов остаться прежней.

 

Шикарный актер Дензел Вашингтон «Рикошет» http://perekat.kiev.ua/рикошет-ricochet-1991/ , «Багровый прилив» http://perekat.kiev.ua/багровый-прилив-рецензия-обзор/ , «Маньчжурский кандидат» http://perekat.kiev.ua/маньчжурский-кандидат-the-manchurian-candidate-2004/ , «Дежа Вю» (http://perekat.kiev.ua/deja-vu-washington-дежавю-вашингтон-2006/) «Код доступа «Кейптаун» http://perekat.kiev.ua/код-доступа-кейптаун-рецензия-об/ , «Два ствола» http://perekat.kiev.ua/два-ствола-2-guns-2013/ , «Экипаж» http://perekat.kiev.ua/экипаж-flight-2012-washington/ , «Великий уравнитель» http://perekat.kiev.ua/великий-уравнитель-the-equalizer-2014-рецензия-об/ ) как и большинство настоящих лицедеев играет не только в кино, но и в театре.

Именно оттуда тянутся корни Fences.

«Ограды» — пьеса 1983 года Огаста Уилсона,  получившая в 1987 году Пулитцеровскую премию. В 2010 году на Бродвее состоялся перезапуск постановки, награжденной премией «Тони» за «лучшее возрождение пьесы», «лучшего актёра» и «лучшую актрису».

Но самое приятное, то, что взрослый актерский состав пьесы 2010 и фильма 2016 полностью совпадает. Почему приятное? А как вы думаете, насколько тот же Вашингтон 114 раз исполнивший роль Троя на сцене (и вдобавок ставший режиссером новой ленты) проник в шкуру своего персонажа? На 200 процентов, 300? Будто в ней и родился?

После просмотра убеждаешься, что верно как раз последнее. Трой Макссон полностью живой, абсолютно естественный человек с тяжелой судьбой, в молодости переживший бродяжничество, сражавшийся за кусок хлеба, опустившийся до грабежа прохожих на улицах, чтобы прокормить семью. Полтора десятка лет оттрубивший за решеткой, сумевший вернуть после этого своих близких и найти свое место в обществе. На первый взгляд сумевший.

Мощный, деспотичный, занудно-обстоятельный мужик, взваливший на свои плечи ответственность за семью и тащащий ее долгими нелегкими годами. Поведенный на расовых вопросах. Несущий огромный внутренний груз комплексов, двойственного отношения к отцу, прошлых ошибок, представлений о том «как должно». И главное — переносящий все свои детские отношения с отцом, обиды и недоразумения на своих отпрысков. Причем сердцем понимающий всю пагубность такого подхода, но умом ничего не способный с этим поделать.

С одной стороны – харизматичный лидер, душа компании. С другой – очень неприятный субъект, свысока относящийся к детям, тиранящий подросших сыновей («он не хотел, чтобы ты вырос таким как он, но при этом мечтал, что ты будешь именно таким»), твердо уверенный в своей правоте, имеющий незыблемые принципы и точку зрения, переполненный единственно верными «понятиями» о жизни.

А какая у Вашингтона пластика в этом образе! Усталая, семенящая походка после рабочего дня. Разворачивающиеся плечи во время пятничного «принятия на грудь», и рассказов его любимых побасенок. Иронично-покровительственное отношение к жене. Нутряной рык зверя, угроза и мощь, рвущиеся из груди, полная смена образа во время столкновения с сыном, пробующим себя молодым альфа-самцом. А какая шикарная мимика! Законная номинация на Оскар за «Лучшую мужскую роль», и актерская работа вполне достойная не просто номинации.

И вот этот человек в какой-то момент совершает нечто, идущее в серьезный разрез с его устоявшимися представлениями о том, как следует поступать мужчине. Представлениями, охраняющими узкий семейный мирок. Нечто дающее ему втрое дыхание, долгожданный отдых, возможность развернуть крылья, увернуться от опостылевших домашних забот. Ситуация, дарящая  нам потрясающий внутренний конфликт.

Конфликт стократ усиленный отличной ролью жены Троя в исполнении Виолы Дэвис (Оскар за Лучшую женскую роль второго плана). Давным-давно вышедшей замуж за юного Троя, женским нутром почувствовавшая его стержень, мужскую силу, способность подарить сильных детей. Полностью отдавшаяся семье и поддержке своего супруга. Фактически растворившаяся в нем. И получившая взамен своей верности удар под дых на старости лет.

Женщина в начале картины выступающая лишь фоном, «задником» для своего яркого супруга постепенно отбирает себе все больше экранного времени и зрительского внимания. Олицетворяя собой вечный женский вопрос – что делать? Становится частью мужа, позабыв о себе или пытаться остаться индивидуальностью, партнером своего избранника? Но второе и сейчас-то нелегко, а уж в то время удавалось и вовсе единицам.

А ведь есть еще отличные работы Стивена Хендерсона (старинный друг-ученик Троя), а также Майкелти Уильямсона, с его психически ненормальным братом Габриэлем.

За молодое поколение отвечают в ленте старший сын Лайонс (Хорнсби), уже упорхнувший из ставшего неуютным семейного гнездышка, и появляющийся в кадре считанные разы. И младший Кори (Эдепо) – как раз бьющийся с отцом за свое будущее. Пытающийся найти, что противопоставить отцовской уверенности, что папаня знает, что лучше для сына. Классика – «ради твоего блага я испорчу тебе жизнь». Пытающийся и откровенно не справляющийся. Человек, в будущем способный отыграться за тяжелое детство уже на своих сыновьях.

И вечно строящаяся ограда вокруг двора, как интересный символ происходящего, допускающий массу самых разнообразных толкований. От лобового обыгранного в фильме «чтобы не выпускать никого наружу», или условной защиты от внешнего мира. До разрушения внутренней ограды вокруг себя и близких, не позволяющей поступать с родными людьми по человечески, а никому из семьи не дающая двигаться дальше.

А вот сегрегационных моментов, как для Америки 50-х, в картине на удивление немного. В основном они сводятся к рассуждениям главного героя, слабо подкрепленным происходящим снаружи (место за баранкой Трой получил? Получил!). Что понятно, ведь Fences — история практически не зависящая от расовых особенностей и времени, царящего на дворе. Это универсальная история проклятия, портящего жизнь человеческого рода, и передающегося от отца к сыну. Проклятия самообмана, твердокаменных принципов, ложной уверенности в собственной правоте, загнанных вглубь и непроработанных комплексов и психотравм. Неспособности разобраться в своих побудительных мотивах. Проклятия, постигшего большую часть человечества.

Да, лично мне не совсем понравилась идея сознательного или подсознательного оправдания Троя, к которому более или менее приходят все участники фильма. С другой стороны принцип «зуб за зуб» уже давно не несет человечеству ничего хорошего. И, возможно, создатели Fences как раз и правы, призывая простить своих родных, невзирая на все гадости, что они сотворили по отношению к вам.

Простить, и двигаться дальше.

Будьте готовы к тому, что «Ограды» по большому счету так и остались пьесой, телеспектаклем, происходящим в паре локаций – в основном двора и дома Макссонов. Действия как такового в картине практически нет, зато огромное количество разговоров, баек, ссор, диалогов и монологов. Первые минут десять так и вовсе идет сплошной непрекращающийся треп. К счастью, за счет отличных актерских работ и качественного монтажа на ограниченность антуража почти не обращаешь внимания. Особенно если приготовится к особенностям фильма заранее.

Эрго. Мощная разговорная трагедия о людских отношениях, семейных проблемах, воспитании, комплексах и детских психотравмах, мужском и женском: «как должно», самоуверенности и понимании. В общем, о нас – людях. Вдобавок с шикарными персонажами и великолепными работами артистов.

Режиссер: Дензел Вашингтон

В ролях: Дензел Вашингтон, Виола Дэвис, Майкелти Уильямсон, Расселл Хорнсби, Саня Сидни, Йован Эдепо, Стивен Хендерсон, Туссэн Рафаэль Абессоло, Донтес Джеймс, Кристофер С. Меле

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.