Куда отправиться на прогулку по стольному Граду Кия? Вариантов огромное количество, а сегодня я расскажу вам о месте, которое находится вдалеке от центра, но, тем не менее, однозначно достойно посещения. Оболонская набережная.
Оболонь – историческая местность, упоминаемая в летописях еще в 11 веке. По данным археологов люди селились здесь еще до нашей эры.
Название «Оболонь» происходит от слова «болонье» — «заливной луг», «заливаемый водой берег реки».
Во времена Киевской Руси тут регулярно охотились киевские князья, народ попроще выпасал на здешних лугах скотину. Главное было не попасться под копыта удалой княжьей свите. Были эти земли щедро политы не только звериной, но и людской кровью. Здесь ратились в междоусобицах различные князюшки. Во время «дружеских визитов» печенегов и прочих половцев грудь в грудь сталкивался Лес со Степью.
Постоянных жилищ на Оболони не строили, ведь не зря название местности происходило от «заливаемого водой берега реки». Таки да, заливало. Каждый год, почти как по часам. Зато эти вторжения речной воды, несущей полезные вещества, делали местные луга плодородными и желанными для всех сильных мира сего.
Особенно это проявилось в литовский, польский и казацкий периоды. Паны дрались, у холопов трещали чубы, все как полагается. Причем попытки «урегулировать правообладание», впервые предпринятые еще великим князем Литовским Александром в 1494 году успехом не увенчались. Хотя официально право собственности было за городским магистратом, тогдашние олигархи не оставляли попыток наложить лапы на «вкусную» землю (ничего не напоминает?). «Оболонскими спорами» по слухам занимались и Хмельницкий и Мазепа и Алексей Михайлович и Петр I.
К 16 веку город расширился настолько, что стало не хватать места. Тогда на Оболони появились первые более-менее постоянные хаты. Как они не уплывали, вопрос не ко мне. Может место нашли знатное. Может с батюшкой Славутичем договорились. Может попросту на сваях строили. Может еще чего удумали.
Факт в том, что Оболонь все активнее интегрировалась в общекиевскую жизнь.
Со временем тут появились храмы, мануфактуры, мельницы и склады. Плюс постепенно власти занялись укреплением речных берегов и защитой от паводков. Правда, поначалу шло дело ни шатко, ни валко. Капитальную Подольскую набережную завершили лишь к 1860 году. До Оболони руки дошли еще позднее. В 1897 году на Оболонском заливе основали Киево-Оболонскую гавань.
Однажды в районе урочища Кинь Грусть были организованы поля-отстойники, куда собирались стоки из городской канализации. Прежде чем ее довели до ума, часть оболонских земель серьезно пострадала.
В советские времена Оболонь стала одной из точек, где должен был проходить Северный тоннельный переход под Днепром. Проект так и не был реализован, и один из свидетелей тех дней – кессон — до сих пор возвышается в урочище Наталка.
Массовая застройка Оболони, как спального района, началась в 60-х годах 20 века. Укрепили и подняли береговую линию. Намыли песок и грунт. Привлекли лучших архитекторов, предложивших новую форму микрорайонов – сотовую с круговыми развязками и прочими удобствами для жителей. С 1968-го работа закипела. К концу 70-х Оболонь стала самым большим массивом Киева. Достроили массив лишь к 1980 году.
В 90-х и 2000-ных годах начался второй этап застройки Оболони – элитными высотками по 20-25 этажей.
Приблизительно в то же время, началось обустройство и нашего сегодняшнего героя – пятикилометровой Оболонской набережной. Состоялась реконструкция ее пешеходной зоны, появились новые интересные скульптуры и интересные места для отдыха.
Начинаем наш путь от метро «Минская». Движемся по Тимошенка в сторону Днепра. Мимо знака «Я люблю Оболонь», оболонской РДА и скульптуры архистратига Михаила.
Попетлять придется. Удобных переходов на ту сторону нет. Нужно повернуть направо на проспект Героев Сталинграда и пройтись пару минут по нему. А вот и светофор. Да, по той стороне нужно будет вернуться.
А что делать! Пара десятков метров и мы видим фигуры с нимбами, книгами и свитками, разглядывающих нас с высоты постаментов. Кирилло с Мефодием? Ан нет, святые апостолы Лука, Матфей, Марк, Иоанн. Авторы четырех канонических Евангелий.
А перед нами уже площадь, выложенная плиткой, с храмом вдали. Состояние плитки не идеальное. Как и красивеньких домиков-киосков, стоящих по дороге к церкви. Они либо закрыты, либо наоборот открыты всем ветрам и тщательно расписаны граффити. По- видимому расчет на создание культурной зоны возле церкви, где будет собираться окрестный люд и кипеть торговая жизнь, не оправдался.
И вот и Свято-Покровский собор. Большой. Внушает. Строить его начали в 90-х и до наших дней толком не завершили. Хотя, по слухам, в малом и нижнем храмах службы уже идут. Обратите внимание на оригинальную мозаичную икона Покрова Божией Матери на фасаде. Между прочим – ее площадь 122 кв. м.
Обходим храм справа, и, оставив по левую руку вход в подземную парковку, выходим на дорожку, которая приводит нас на Набережную.
Первыми нас встречают патриотично раскрашенные плиты, много песка, и таблички, запрещающие купание в здешнем водоеме. Х-м, интересна причина запрета и многих ли он удержит в жаркий летний день.
Оболонская набережная на протяжении изрядного расстояния делится четко на две части.
Верхнюю пешеходную – с аккуратной плиткой под ногами, массово гуляющим народом, памятниками и кофейнями.
И нижнюю. С песком, детскими площадками, местами для игры в волейбол, и даже небольшим веревочным парком, со вполне внушительными высотами. Соответственно внизу царит активный отдых, а наверху чинный променад с попиванием кофейка и разглядывание бронзовых скульптур.
А их тут хватает. Вот забавный стальной человечек в виде знаков препинания. Оказывается это у нас скульптура «Светящийся человек». Вон Золотая Рыбка, по слухам исполняющая желания. Следом Царевна-лягушка, подрабатывающая сводней. Прикоснитесь к короне, и если верить молве, встреча со своим суженой/ным вам обеспечена. Так или иначе. Не в этой жизни, так в следующей.
А вот и юный Котигорошко (или Никита?), добивающий трехголового змия в странной сбруе на мордах. Или это у него естественная броня такая? Кстати, бытует легенда, что бой легендарного богатыря, то ли Добрыни, то ли Никиты Кожемяки с одним из аспидов состоялся прямо тут, на берегу Днепра. О результате сражения история умалчивает.
А вот хит сезона – Памятник верности, в виде двух собак-ретриверов, терпеливо ждущих своего Человека. «Собаки… они научили нас ценить верность, для того чтобы мы не забывали тех, кого любим». Не заставляйте их ждать долго. А также всех, кто любит вас, независимо от того, на скольки ногах они ходят. Автор «Верности», «Рыбки», «Лягушки», и «Котигорошка/Никиты» ужгородский художник Алексей Шамшура.
Такое благолепие продолжается аж до коттеджного городка. Возле которого верхняя аллея исчезает, превращаясь в небольшую дорожку, а все действо перемещается вниз к Днепру.
Кстати, городок непростой. Три десятка домиков по 400-2000 квадратных метров, ценой от 25 до 70 миллионов гривен. Скромненько, но со вкусом.
Ну и ладно, и не очень-то и хотелось. Зато теперь ближе к реке, с ветерком и чайками. Плюс тут тоже, оказывается, хватает скульптур. Правда не бронзовых и несколько модерновых. А также деревья, клумбы и масса малышни, прыгающей на батутах и качающихся на шведских лестницах. Вот только плитка под этими самыми лестница несколько смущает. Если ребятенок грохнется, приземление будет не из мягких. Стоило бы турники все же на мягкий грунт поставить.
А дорога меж тем, пробежав возле стоянки велокатамаранов, поворачивает влево, в Московскому мосту. Но до него еще масса интересного. Здоровенный гольф-клуб справа (11 тысяч квадратов территории). Еще целый ряд скульптур, на этот раз в соцреалистической стилистике, смешанной с античной. Оригинально.
Обалденные виды на тот участок набережной, что мы уже прошли и оболонские высотки над ней. Утки дерущиеся с чайками за кусочек хлеба. Проплывающие вдали «ракеты» и прочие катера.
А вот и пресловутый кессон. Кусок несостоявшегося тоннеля.
В конце 30-х годов советское руководство повелело соорудить под Славутичем два железнодорожных тоннеля. Один из них должен был начинаться как раз в этих местах.
А завершаться на Троещине. Начали строительство в 1939, денег и труда вбухали немерено. Но сперва помешала война. А потом оказалось, что все это удовольствие Союзу просто не по карману. Да и не нужно за такие бабки. Переключились на метро. Говорят, опыт, полученный при попытке прокладки этих тоннелей, здорово подсобил метрополитеновцам. Как и оставшиеся после этой стройки века материалы.
Выглядит внушительно. А как представишь себе сложности связанные с таким способом прокладки тоннелей, и вовсе дурно становится.
Перед нами уже парк «Наталка», возникший за последние годы на месте пустыря на берегу Днепра. Парк вполне милый. Футбольное поле. Спортивная площадка с турниками, и, кстати, мягким грунтом под ними.
По весне огромное количество цветов и поистине королевская клумба с тюльпанами. Народ, «по-европейскому» валяющийся на газонах. Деревья и кустарник. Это при том, что работы в части парка возле моста еще не завершены.
Наверху уже виднеются купола второго храма, встреченного нами сегодня на пути. Это весьма необычный Храм Рождества Христова. Построен в 2006-2007 годах по проекту и за деньги народного архитектора Украины Валентина Исаака.
Первыми привлекают внимание семь куполов, сооруженных с применением светопрозрачных и металлических конструкций весом 120 т. Также использовалось голубое закаленное стекло и подсветка. Надо будет поглядеть на церковь ночью. Должно быть красиво. Никак не пройдешь мимо монументального панно «Рождество Христово» размером 38 м2., расположенного на главном фасаде. На панно можно увидеть Богоматерь с Младенцем, вокруг которого собрались волхвы и пастухи. Плюс кроме верхнего, тут имеется и нижний храм святого великомученика Валентина. Также по слухам заслуживают внимания внутренние интерьеры церкви с росписями художника Ивана Балдуха. М-да, действительно неординарная церковь.
Но и это еще не все. Тут же, буквально на крыше соседнего дома расположилась еще одна церковь! Мы видим лишь башенку в вышине, а на самом деле там личный двухэтажный храм, надстроенный над двухуровневой квартирой. Владелец данных хором построил церковь по слухам в память о погибшей дочери. Она кстати является действующей и, по мнению властей — незаконной (не было экспертизы конструкций здания).
У нас впереди последняя достопримечательность Набережной, расположенная рядышком с Московским мостом. Сад камней. Он стал первым в Киеве, и появился на свет в 2011 году. Перед нами небольшой уютный скверик (площадь 0,35 га) с десятками колонн и оригинальными бронзовыми скульптурами.
Вот одиннадцатиметровый гранитный фонтан с фигурами трех девушек, прячущихся от водных струй под грибком. Вот юный жук, внимательно слушающий читающего книгу папу. А вон его отдыхающий от трудов праведных сородич. Вон угловатые, но по-домашнему уютные обнимающиеся фигуры, женщина, погоняющая гусей, рядом изящная русалка. Вон гордо раскинувший крылья орел и задумчивое насекомое. А вот жемчужина сада – грозно рычащая пантера, наверное, Багира.
Камнями, из которых состоят элементы сады, поделились с Оболонью различные города нашей страны. Какие конкретно можно почитать на табличках. Дополняют антураж удобные скамейки и обилие фонарей.
Однозначно нужно наведаться сюда вечером.
Выходим из сада и в сотне метров видим громаду Московского моста и проспект Героев Сталинграда, по которому бегают троллейбусы.
По дороге к троллейбусу, который доставит вас к метро «Петровка» (пардон, согласно последним распоряжением пленума ЦК «Почайна») обратите внимание на бронзовый парусник, стоящий на постаменте из красного гранита. Он находится прямиком перед Колледжем морского и речного флота Киевской государственной академии водного транспорта имени гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного (Киевского судостроительного техникума) и давно стал одним из символов района.
Полюбуйтесь на высоченные небоскребы, некоторые из которых видны практически с каждой киевской возвышенности. Вдохните запах днепровской воды. Взгляните еще раз на пройденный сегодня путь. На еще один неповторимый кусочек великолепного Града Кия.
А впереди у нас еще много незабываемых прогулок!