Забвению не подлежит или подвиг Гастелло, версия 2.0
Джек Харпер (Круз) – техник. Мелкий ремонт, доставка новых топливных элементов. Работа нервная и пыльная, зато хоть над душой никто не стоит. Да особо и некому. На Земле то людей не осталось. Все на Титане, спутнике Сатурна.
Дело в том, что полвека назад на Терру напали.
Инопланетные пришельцы, «Падальщики», бросив свою умирающую планету, прилетели, чтобы захватить нашу. Первой пострадала Луна, после разрушения спутника досталось и колыбели человечества. Землетрясения, цунами. Цивилизации не поздоровилось. А тут еще и вторжение.
В общем, людям пришлось прибегнуть к последнему козырю – силе атома. Пришельцев мы, конечно, разбили, вот только жить теперь на планете нельзя. Радиация, знаете ли, ей пофиг, гомо сапиенс, падальщик.
Остатки человечества эвакуировались на Титан. На земной орбите осталась лишь временная станция, космический командный центр «Тет», откуда управляют дронами, боевыми летающими роботами, защищающими гидроплатформы. Места, где для новой колонии получают термоядерную энергию из морской воды. Однако, есть еще одна проблема. Недобитки из армии падальщиков. Алиены по привычке лелеют коварные планы, а пока по мере сил пакостят дронам (явно произошедшим от подвыпившего Колобка), облизываясь на платформы.
Результаты диверсий и призван устранять Джек Харпер. Как только робот требует ремонта либо подзарядки, старины Джек залазит в забавную смесь вертолета с реактивным истребителем и вылетает на место.
Второй член команды, живущей в башне над облаками — связистка Виктория (Райсборо), в обязанностях которой, помимо виртуального сопровождения полетов Джека, контакт с «Тетом» и Салли, непосредственной начальницей дронов.
Все бы хорошо, и до конца смены остается всего две недели, вот только сны. Сны, в которых Джек видит себя в довоенном Нью-Йорке, во времена, когда самого Джека еще на свете не было.
Плюс еще какая-то барышня, явно славянской наружности, глазки строит. Расстройство, одним словом от таких снов, да и только.
А тут еще непонятный радиосигнал, и что-то тяжелое на голову норовит свалиться…
История создания «Обливиона» тянется приблизительно с 2006 года. С той самой поры, когда конструктор, архитектор и компьютерный дизайнер Джозеф Косински, прибыл покорять Голливуд. Одной из первых его задумок на новом месте и было «Забвение» (именно так переводится название), малобюджетная постапокалиптичка с хитрым сюжетом, затрагивающая довольно интересные вопросы.
Время шло, Джозефа назначили режиссером многомиллионного «ТРОНа: Наследие», но про свое «забытое» детище он не позабыл (простите за каламбур). К сожалению, подоспела забастовка гильдии сценаристов, и Косински, пока суд да дело, решил выпустить комикс-версию «Обливиона». Заодно и на реакцию потребителя посмотреть. Презентовали «графический роман» на Комикс-коне 2010, где на него обратили внимание представители самого Тома Круза. Актер заинтересовался проектом, и вечер резко перестал быть томным. С такой главной звездой можно было и аукцион провести, кто из студий денежек побольше отвалит. Сперва победителем оказался Дисней, но так как картина выходила не совсем детской, права передали Юниверсал. Бюджет составил 130 лимонов, а притягивать зрительское внимание поручили всего шести основным героям.
Лента получилась интересной, но до «серьезного события» в кинофантастике не дотягивающей.
В первую очередь подводит некоторая предсказуемость «неожиданного» сюжетного поворота. Первая же версия, пришедшая на ум во время просмотра, в результате оказалась верной.
Второй вопрос, оставшийся без ответа, сознательно ли режиссер напихал в картину столько отсылок к разнообразной фантастике (от «Звездных войн» и «Безумного Макса» до «Матрицы», «Дня независимости», «Луны 2112» и «Ванильного неба»), что вскоре начинает рябить в глазах. Если попросту, это оммаж, или плагиат?
И третий аспект, не позволяющий Oblivion подзаработать еще вистов, недостаточная (по сравнению хотя бы с той же «Матрицей»), глубина рассматриваемых проблем. Может режиссер просто испугался чрезмерно усложнять (как для американского зрителя) картину. А то мало ли, попкорном подавятся с перепугу, бедные. А может даже не думал в этом направлении, решив: «що занадто, то не здраво».
Понятно, что на фоне большинства блокбастеров, лента выглядит откровенным тяжеловесом. Все же тут поднимаются вопросы самопожертвования, любви, ответственности. Имеет место нестандартное развитие действия, определенные неожиданности, интересные реакции персонажей. Это все хорошо. Но чтобы соперничать с титанами – маловато. Плюс не обошлось и без любимых Голливудом штампов.
Впрочем чего это я разбухтелся, фильм вышел вполне приличным. Красивая, пусть и мрачная картинка, запущенные меланхолические пейзажи, бодрая движуха, перемежающаяся воспоминаниями протагониста, агрессивные колобки-дроны, смена вектора действия, симпатичные барышни. Чего еще надо то?
Может яркой главной роли? Ведь Круз разочаровал. Я никогда его не считал особо сильным лицедеем и редкие удачи 2000-ных, типа той же Vanilla Sky, или «Рыцаря дня», лишь подтверждают это правило. Его Джек эмоции явно позабыл дома, на Титане, хоть как-то проявив себя лишь на разрушенном стадионе. А так бродит себе «вечный мальчик», с суровым лицом и винтовочкой, жизнь свою негодную вспоминая. К спасению человечества готовясь.
Куриленко начисто проигрывает очную дуэль впервые мной увиденной Райзборо. Ольга классическая подруга главного героя, а у Андреа роль явно поглубже, и поинтересней.
Фримен как всегда бусичка, но времени у него маловато, чтобы показать что-то выдающееся.
Ну и появление Джейме нашего Ланнистера, Костера-Валдау порадовало. Приятно наблюдать, как хороший сериал дает стартовую площадку хорошим актерам.
Жаль о сюжетных ляпах особо не поговоришь, дабы не спойлерить, но некоторые моменты с несдуваемым Харпером, стиранием памяти, неторопливым кораблем, торзмозящей злой машиной и реакциями подземных жителей оставили в легком недоумении. Впрочем, их на удивление поменьше, чем в обычных фант-блокбастерах.
Эрго. Неплохая фантастика, потенциально вполне тянущая на призовые места в фанатских рейтингах, подпорченная чрезмерным использованием наработок предшественников, невнятным главным героем и отсутствием замаха на большее.
Режиссер: Джозеф Косински
В ролях: Том Круз, Ольга Куриленко, Морган Фримен, Андреа Райзборо, Николай Костер-Валдау, Мелисса Лео, Зои Белл, Эбигейл Лоу, Изабель Лоу, Дэвид Мэдисон