Неспящие, Хьюстон Ч.

nespjaschieЧарли Хьюстон «Неспящие». — М.: Центрполиграф, 2011 г.

Дезертировавший Морфей, или Дурак ты, Гена, мутатор мыть надо

Конец света оказался не таким, как его представляли. Не было орд зомби, стремящихся добраться до людского мяса. Или вспышки на солнце. Даже без ядерной войны обошлись.

Просто постепенно все больше и больше людей утрачивали сон.

Полностью.

Как вы понимаете, без объятий Морфея особо долго не протянешь. В нашем случае — год максимум.

Лекарства не было. Изобрели лишь «дрему», средство, позволяющее заболевшим ненадолго забыться, но не останавливающее разрушение организма.

По неясным причинам наштамповать ее в достаточном количестве не вышло.

И теперь «дрема» одно из самых желанных веществ на планете.

Ее производство и распространение под строгим государственным учетом.

Но нет системы контроля, которую человек при должном желании не сможет обмануть.

Коп под прикрытием Парк, один из тех, кто пытается найти источники утечки «дремы». У него даже появляется один очень интересный след. Но непонятное убийство обрывает ниточку, оставляя на руках у Парка жесткий диск, полный информации.

Диск, из-за которого над полицейским нависает серьезнейшая угроза.

Диск, разыскиваемый одним из самых могущественных людей в США, и одним из лучших киллеров мира.

Ведь, похоже, информация на «винте» гораздо важнее, чем кто-либо мог даже предположить.

 

Имя американского писателя Чарли Хьюстон известно за рубежом с 2004-го. Тогда он дебютировал обычным нуарным криминальным романом «Caught Stealing». Однако уже в следующем году на свет появился частный сыщик-вампир Джо Питта («Мертвее не бывает»).

Также Чарли засветился как автор комиксов «Moon Knight», изданных «Marvel».

Наш сегодняшний герой «Неспящие» вышел в 2010, и стал вторым романом Хьюстона, переведенным на русский.

 

Итак, очередная версия конца света. На этот раз довольно оригинальная. Согласитесь, зомби, а также природные катаклизмы уже несколько запарили.

Вот Хьюстон и решил побаловать читателя, преподнеся на блюдечке свежую причину гибели человечества. Точнее, еще не совсем гибели, ведь на момент описываемых событий (2010 год) гомо сапиенс находятся в самом разгаре этого увлекательного процесса.

Мир изменился кардинально. Евросоюз развалился, все страны старушки Европы позакрывали границы на огромные амбарные замки. Экономика Китая рухнула, фактически вернув страну к средневековью.

И лишь Америка, по мнению автора, смогла хоть как-то («хоть тушкой, хоть чучелом») выстоять перед глобальным кризисом, объявив дефолт, и высадив доблестных морпехов на нефтяные месторождения Ирака и Бразилии.

Но и здесь дела все хуже и хуже.

Более тридцати миллионов неспящих. Серьезный спад во всех отраслях хозяйства. Жуткое подорожание всего, в первую очередь бензина. Уничтожение коров, объявленных виновником пандемии. Разруха, нищета, огромное количество террористических и религиозно-фанатичных организаций. Жесточайшее закручивание гаек государством. Даже бейсбольная лига остановила игры!

В общем, как не крути, конец того мира, что мы знаем, однозначно настал.

И на этом мало оптимистичном фоне действуют два персонажа, которых без сомнения можно назвать украшением романа.

Первый, которому автор уделил львиную долю своего внимания, Паркер Томас Хаас. Некогда гордый защитник порядка, теперь наркодиллер, и по совместительству – агент под прикрытием.

Некогда самый честный, наивный, гордый и ненавидимый всеми коллегами коп Лос-Анджелесса, теперь до одури уставший человек, растерявший многое из того, что составляло его личность.

В процессе своего бессмысленного и беспощадного внедрения случайно наткнувшийся на «бомбу», способную изменить мир.

Второй – Джаспер. Тоже весьма вкусный типаж. Невзирая на свою не очень человеколюбивую профессию. Ветеран спецназа. Шикарный профессионал. Циник, маниакально любящий порядок. При этом нетрадиционной ориентации.

Представляете коктейль?

А ведь рано или поздно наши два протагониста встретятся. Лед и пламень. Свет и тьма. Ждем изменений.

Персонажей, а также весьма тщательную проработку НСП, неспящего приона, я отнесу к однозначным плюсам книги.

Ну и, конечно же, тот факт, что большинство нынешних заядлых геймеров, попав в мир описанный Хьюстоном, скорее всего даже не заметили бы начала пандемии.

Ведь виртуальная часть умирающего мира развита «на ура». Что не удивительно. Бензин дорогой, собираться в кучи как-то не охота, можно НСП подхватить. А интернет всегда под боком. И пообщаться, и с родственниками поболтать.

Но особенно на коне сетевые многопользовательские игры. Причем до такой степени, что виртуальные игровые сокровища ценятся во вполне реальных деньгах. И людьми, скопившими состояние в виртуале, затем продавшими артефакты за натуральные баксы, уже никого не удивишь.

Тем более что и неспящие, на протяжении оставшегося им времени, тоже не прочь оттянуться.

А значит виртуальность форевер! Ну, или на то время, что осталось человечеству до конца.

Также сильное впечатление производит то, что НСП действует отнюдь не мгновенно. Как обычно в апокалиптушках? Раз! И вместо человека ничего не соображающий зобми. В мире, описанном Хьюстоном все гораздо сложнее. Болезнь неизлечима. Но еще долгое время (до года) твои любимые люди остаются рядом, постепенно умирая, теряя связь с реальностью, погружаясь в прошлое. А на последних этапах испытывая еще и жуткую боль.

Испытание еще то. Причем для всех.

Отсюда и мощное эмоциональное наполнение книги. Причем оно интересует автора в первую очередь, гораздо больше движухи, экшена, и общей ситуации в мире.

Эмоции, а также роль личности в истории. Чарли явно верит в ее важность, и силу влияния на происходящее.

Но этим идейное наполнение не ограничивается.

Поразмышляет автор над игрозависимостью, тлетворным влиянием богатства, грязью политических игрищ, силой любви, грузом ответственности, и поведением человека в сложные времена.

Ничего особенного, но и в пустоте Неспящих не обвинишь.

Стилистика и язык Sleepless неплохи, но щенячьего восторга не вызовут. Текст особо не провисает, частое переключение между главными героями добавляет в блюдо остроты, и хотя книга действием не переполнена, скучать во время чтения не придется.

А вот логические неувязки, вылазящие, как только дело касается «дремы», изрядно портят впечатление от книги. И хотя к финалу кое-что проясняется, все равно неподобранных хвостов остается достаточно.

Ну, в самом деле, что за детсад, вот всех-всех правительство прижало, кроме фармацевтического лобби.  Ага, конечно.

И вот никак невозможно наделать этой «дремы» от пуза. Вот нельзя, и все. Автор сказал.

А на этом, знаете ли, изрядный кусок интриги построен.

Эрго. Интересный, но местами чересчур увлекающийся проект, с оригинальной идеей апокалипсиса, отличными персонажами, и качественным эмоциональным фоном. Супервосторга не вызвал, но прочел c удовольствием.

P. S. Порадовала уверенность автора в том, что кино не прекратят снимать даже после наступления конца света. И то верно, конец концом, а показ фильмы по расписанию.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.