Юридические баталии на небесах, или 12. Посмертие.
Опять присяжный шут глумится надо мной.
Оказывается, человеку недолго ждать воздаяния после смерти. Вниз попадет умерший, или возносится наверх, решается на протяжении пары дней. И пары судебных заседаний.
Суровые присяжные вынесут вердикт, и упорхнет душа в Рай, (здесь не употребляют таких понятий!), пардон сектор Покоя, или рухнет в сектор Раздумий.
Но для того, чтобы эти самые суровые присяжные разобрались в деле, за работу принимаются: с одной стороны – обвинитель, с другой – адвокат. Обычные мертвые люди, ставшие функциями системы. Но не утратившие при этом ничего человеческого.
И когда в сектор прокурора первой ступени Андрея (Хабенский) попадает нынешний хахаль его вдовы Никита Лазарев (Зверев), обвинитель берется за него по полной.
Нелегко и его оппоненту, адвокату Вениамину (Пореченков). И работу нужно выполнить на совесть. И друга Андрюху не обидеть.
Самому Никите остается лишь надеяться на то, что присяжные послушают адвоката, и сочтут, что Лазарев достоин сектора Покоя.
Но ведь бывали и случаи возвращения на землю. Для завершения дел.
Правда очень редко. И в уникальных ситуациях.
Теперь все в руках обвинителя. И его противника.
Остается лишь выяснить, что важнее:
Для прокурора – жажда мести, или забота о жене. А для адвоката – дружба, или справедливость.
Впервые зрители увидели Небесный суд в формате мини-сериала на четыре части в 2011 году. После весьма теплой реакции публики, появилась и полнометражная версия ленты.
И вы знаете, публику таки можно понять. На удивление вкусный проект.
Мало того, что в главных ролях два отличных актера:
Михаил Пореченков, начинавший с туповатого «Агента национальной безопасности», со временем вырос в шикарного артиста. Разнопланового, харизматичного, талантливого. В прошлом нагловатые «быки» с ущербным чувством юмора. Каждая роль – событие, каждый образ – на «пять». Вспомнить хотя бы князя Пожарского, или Кречетова из «Ликвидации». Вениамин – также великолепен. Артистичен, убедителен, ироничен, эмоционален. А уж когда узнаете историю его земной жизни, образ приобретет дополнительные краски.
Константин Хабенский, котрого донедавна я считал весьма переоцененным артистом, продолжает меня несказанно удивлять. Сперва отличный Служкин из «Географа» (понятно, что по хронологии эта роль позднее), теперь прокурор.
Некоторые моменты его работы остаются неизменными, вы не дождетесь от Хабенского особой экспрессии, бурных эмоций, игры на пределе нерва. Он творит образы внутри, возле сердца, и за последние годы они стали наполненнее, прочувствованнее что-ли. Может у него настала пора актерской зрелости?
Бюджет ленты составил 30 000 000 руб., что составляет меньше 900 тысяч баксов. Хлопчики из Голливуда, становитесь в очередь, и вам, наконец, расскажут, как снимать хорошее недорогое кино.
Хватает неплохо прописанных сценарных перипетий, проработанных образов, присутствует уместная доля юмора. Интересные цветовые и музыкальные решения. Забавные находки касабельно загробной пищи и контрабанды (а также ее воздействия на мертвых). Постоянные перекрестные отсылки между двумя мирами. Куча метафор и аллюзий. Шикарный клан Аморе. Спорная, хотя и имеющая право на жизнь, идея о последнем деянии («каждый поступок может стать последним»).
Так вдобавок лента подымает ряд очень интересных и важных вопросов. Подымает очень изящно, красиво и продуманно.
Нужно ли цепляться за месть или напротив, задуматься о счастье близкого человека? Искупают ли благие дела прошлые ошибки и подлость? Могут ли хорошие поступки, сделанные из страха, привести в Рай (пардон, сектор Покоя). Что делать с Гордыней, нужно ли бороться с Бездействием? Откуда берется Любовь, благо это или ненужная тяжесть? И еще множество всего.
И главное, как все-таки жить, чтобы потом не было мучительно больно.
Место заседаний Страшного/Небесного суда, снималось в двух разных локациях – внешний вид — форт «Император Александр I» в Финском заливе, неподалеку от Кронштадта. Внутренние эпизоды в Питере (Мальтийская капелла Воронцовского дворца, и Мухинское художественное училище).
Давно не встречал ленты, ставящей такое количество больных для человечества вопросов, и делающую это настолько легко и душевно. Респект и аплодисменты.
Картина многослойна, и сделана так, что способна понравится практически всем (кроме, пожалуй, религиозных ортодоксов).
Людям не привыкшим думать во время просмотра, откроется формализированное посмертие, полное юридических баталий, приколов и любимых актеров. Копнувшие глубже, увидят грустный стеб над системой, философские нотки фильма и его нутряной оптимизм (местами чрезмерный). Третьи имеют шанс насладиться красиво обыгранными вечными вопросами, порой в нестандартной трактовке, сожалением о мирской несправедливости, поспорить или согласиться с выстраданными идеями режиссера.
Кстати, в этом году ждем продолжение картины, где появится некий Верховный Инквизитор, создавший героям проблемы, о которых в первой части они и не помышляли. А в планах у режиссера «сериал, где в каждой серии будет рассказ о новой человеческой проблеме и о новой душе, попавшей на небеса».
Эрго. Отличное кино, оставляющее волшебное послевкусие, и еще долго не выходящее из головы.
Режиссер: Алёна Званцова
В ролях: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ингеборга Дапкунайте, Анна Михалкова, Евгения Добровольская, Никита Зверев, Дмитрий Марьянов, Марина Дуксова, Юрий Ицков, Юрий Ермаков, Яна Сексте, Сергей Бызгу, Сергей Барковский, Артур Ваха, Олег Мазуров