Валерио Эванджелисти «Маг. Книга I. Предзнаменование». — М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2008 г. Серия: Книга-загадка. Дневник Мага. Первый том романа-эпопеи «Маг».
На короткой ноге со Временем, или Путеводитель в 16 век
16 век. Пожилой медик и оккультист Мишель де Нотрдам, известный как Нострадамус, готовится отвести угрозу, исходящую от зловещего Владыки Ужаса. Вспоминая, как он дошел до этого самоубийственного момента.
Перед нашими глазами пройдут этапы его взросления: от молодого студента до зрелого мужа.
Все ошибки, подлости, свершения и осознания. Все годы, приведшие к взращиванию из юного шалопая того, кто способен дать толкование появлению Всадников Апокалипсиса.
Книга, чуток напоминающая шикарную «Ртуть». Радующая тремя моментами: атмосферой 16 века, развивающимся героем, постоянным, неутомимым антагонистом.
Антураж романа на высоте. Открывающая подглавка, рисующая расклад на политической карте. Путешествие по городам и весям Франции, от провинциальных местечек до города, стоящего мессы. Криминальные районы Парижа, дающие укрытие не только маргинальным элементам. Дипломные испытания для медикусов. Быт спудеев, с одной стороны разгульный, полный вина и женских ласк. С другой – вынужденный учитывать веяния времени: кутить приходится с оглядкой, постоянно держа в уме угрозу от всесильной Sanctum Officium, протянувшей свои щупальца даже на относительно толерантные французские земли. Засилье инквизиции, сорвавшейся с поводка в Испании, и жаждущей устанавливать порядки в остальных христианских державах. Преследования евреев, доходящие до геноцида, борьба с ересями, количество которых множится не по дням, а по часам. Аутодафе – как развлечение для добрых горожан. Трудящиеся, не покладая рук, агенты инквизиции.
Тяжелая, унизительная судьба женщин, причем всех, от проституток до матерей семейства. Побои, насилие в порядке вещей, даже лучшие из мужей с трудом воспринимают возможность существования умной, или читающей книги женщины. И пускай костры для прислужниц Сатаны сейчас не самое распространенное явление (огонь занят евреями да еретиками), такую возможность дамам тоже не стоит упускать из виду.
Неравная борьба с чумой, попытки разобраться в истоках этой жуткой болезни. Работа аптекарей, крайне любопытный рецепт некоторых снадобий. Разврат в монастырях. Вскользь зацепленные судьбы некоторых из сильных мира сего. Редкость для фентези, пускай исторической – в фокусе не аристократия, а средний класс и даже отбросы общества. Отголоски бушующей рядом войны. И не одной.
Простое, непосредственное и кровавое отношение честных католиков к иудеям и прочим еретикам: бороду поджечь раз плюнуть. Концепция простительных и смертных грехов (подтолкнуть к смерти — простительно). Смена увлечений общества, астрология, оккультизм, входящие в моду.
Мы будто с головой окунаемся в жизнь непростого 16 столетия. Далеко не всегда приятное, но, безусловно, познавательное и увлекательное путешествие.
Второй приманкой «Мага» становится протагонист. Мишель де Нотрдам. Редкий пример героя, с которым мы останемся со времен от его молодости до глубокой старости. Еще более нечастый образец развивающегося, незакостеневшего персонажа. Мишель-студент и Нострадамус-старик абсолютно разные люди.
Мишель происходит из еврейского рода, столетие назад принявшего христианство. Он до сих пор несет в себе страх того, что еврейское происхождение рано или поздно испортит ему жизнь. Чему вокруг огромное количество примеров. Отравленный этим страхом, Мишель совершает глупости и не самые лучшие деяния. То нарочито презирает условности. То бросается на поиски респектабельности, как единственного пути спасения для крещеного еврея. Пытается вести безупречную жизнь, не давать повода для пересудов. Заодно напрочь зажимая женщину, живущую с ним рядом (Нотрдам респектабельного периода — редкий козел). То становится наркоманом. То отказывается от оккультных практик. То вновь возвращается к мистике. Протагонист растет, меняет привычки, жизненные принципы, совершает благородные поступки и гнусную подлость. То едва выживая под грузом вины, то бросаясь во все тяжкие. Он умен, способен к почти гениальным прозрениям. Показывает себя отличным медиком, талантливым ученым, одним из первых в Европе осознавшим важность гигиены для борьбы с болезнями, и переносимость чумы по воздуху.
Но не меньше Эванджелисти интересует оккультная сторона личности Нотрдама. Способного, по мнению автора, проникать в параллельный мир, «где время неподвижно, а пространство приходит в движение». «Разрушать барьеры времени, входить туда, где прошлое, настоящее, будущее, существуют как единое целое, и наблюдать их все сразу». В первой книге мистический элемент оказывает не самое главное (хотя и существенное) влияние на сюжет, однако понятно, что в следующих томах трилогии ситуация изменится. О чем тонко намекают короткие врезки из путешествий пожилого героя в параллельный мир, раскрывающие некоторые магические карты. А также шапочное знакомство с теми тремя, кто, как и Мишель, могут странствовать меж мирами. И упоминание о еще одном жутком страхе Нотрдама – пресловутом Ульрихе из Майнца. Колдуне, открывшем для Мишеля связь с потусторонним.
Третьей фишкой романа становится его противник. Диего Доминго Молинас – фамильи, осведомитель испанской инквизиции, эмиссар Великого инквизитора. Опять же не слишком распространенный для современной фентези прием – присутствие постоянного и непреклонного антагониста, имеющего конкретный зуб на героя. Диего – человек с нездоровой психикой, флагеллант наказывающий себя болью, старающийся держать в узде страсть к слабому полу. Отличный манипулятор, к финалу попадающийся на собственную удочку. Идейный борец с колдунами и ересью. Вцепившийся в Мишеля как клещ. Имея минимум информации о встрече Нотрдама с Ульрихом, постепенно раскручивающий весь клубок. Дознавшийся до сути параллельного мира, не дающий своему инквизиторскому начальству, занятому ересями, отмахнуться от залегшего на дно колдуна. Диего руководствуется исключительно личным мотивами мести, при всей паскудности личности, проявляет себя недурным детективом.
Все же качественный антагонист — великое дело.
Мы увидим около 15 годков жизни Мишеля, и, понятное, дело, финала в «Предзнаменовании» нет, перед нами лишь первая треть общей истории.
Сюжет периодически прыгает через несколько лет, концентрируясь на странствиях Нострадамуса, и преследующем того Молинасе. Время от времени знакомит нас с выдающимися личностями того времени, как то Франсуа Рабле или Лоренцино Медичи. Явлет собой путешествие-квест Нотрдама, сперва к желанной респектабельности, а после бегство от последствий этого желания.
Показывает нам далеко не лучшие качества людской натуры. Впрочем, для благородных поступков место также находится.
Становится отличным путеводителем по 16-му веку. Настойчиво приглашая в следующие романы трилогии. Пожалуй, стоит согласиться.
Эрго. Приятное, атмосферное историческое фентези, подробно раскрывающее личность знаменитого Нострадамуса.