Ольга Голотвина «Крылья распахнуть!». — М.: АСТ, 2016 г. Серия: Современный фантастический боевик. (Первый роман цикла «Паруса над облаками»)
Парусники в полет! или Приключение в небесах
С самых младых ногтей постреленок Дик Бенц мечтал о небе. А точнее о капитанском шнуре — признаке самых уважаемых небоходов. И пускай в академию принимают лишь дворян, а Дик никак не мог похвастаться родовитостью. И денег, чтобы купить летучий корабль у него не было, и не предвиделось. Плевать! Бенц обязательно станет капитаном.
А потом невообразимым образом раздобудет судно. И ввяжется в события, способные изменить судьбы целых королевств.
Летающие корабли в фентези сложно назвать супеоригинальной идеей (с ходу вспоминается Крис Вудинг и «Звездная пыль» Геймана, особенно в киношном варианте, но и совсем уж повседневным приемом они не являются. Ольга Голотвина, известная циклом «Великий Грайан», построила свою свежую серию вокруг парящих в небе судов, не забыв при этом очертить контуры нового мира, где происходит действие. Мира, способного порадовать читателя парочкой любопытных фишек.
Во вселенной «Крыльев» на дворе примерный аналог нашего Нового времени (причем с акцентом скорее в Италию/Испанию, чем во Францию/Англию), со шпагами, дворянами, парусным флотом, однозарядными пистолетами и аркебузами, корабельными копьеметами. А также магами, демонами и нечеловеческой разумной расой. И, конечно же, летающими кораблями. Механика этих судов стала одной из самых интересных сторон романа.
Летают здешние шхуны и фрегаты при помощи неких лескатов. Живых существ, одинаково хорошо чувствующих себя в водной и воздушной стихиях, способных как плескаться в море, так и подолгу парить в воздухе, пережидая опасность снизу (а что делать с опасностью сверху?). Как? Разложение воды на водород и кислород. А вообще все вопросы к алхимикам, они в курсе дела. Кажется.
Из этих самых небольших лескатов вульгарис вывели огромных зверюг, предназначенных для несения кораблей фактически на своих спинах, плюс магическим образом увеличили их подъемную силу.
Ву а ля! И перед нами воздушные суда. Построенные по принципу морских, но с существенными отличиями. На порядок меньше парусов, плоское дно, маленький киль, зато большой руль. Легкие породы дерева плюс влагоотталкивающая мастика. И главное – никакого огня! Под страхом смертной казни. Весь рейс на сухомятке и без курева? Да-да. Тяжела ты участь небохода.
Но и кроме кораблей-самолетов в новой локации есть на что посмотреть. К примеру, на звероподобных илвов, ту самую нелюдскую разумную расу со своими забавными особенностями. С одной стороны это продвинутые существа, способные сделать лес живым и разумным. Сливающиеся с природой, чувствующие малейшее искажение живого (и даже мертвого) дерева. Живущие стаями, не способные существовать без привычного окружения. С другой — дикари, казнящие соплеменников за отличный от принятого цвет шерсти и отправляющие неостановимые тени-убийцы на охоту за отступниками-беглецами.
Без оригинального пантеона автор также не обошлась. В большинстве стран любопытная смесь язычества с монотеизмом, подразумевающая длинную и сложную иерархическую божественную лестницу. А также обычай выбирать себе покровителя из Младших богов. Причем покровителя помогающего своим подопечным вполне реально. Плюс в наличии отдельное государство мусульм…, пардон правоверных халфатцев (халфатенян?): поклоняющихся Единому и его пророку Халфе. А еще у них там грифоны водятся, вот.
Автор даже потрудилась разработать свежую систему игральных карт с непривычными нашему уху названиями. Мелочь, а приятно.
А как вам орден магов-исследователей? Но не в современном благородно-возвышенно-научном значении этого слова, а в самом что ни на есть прикладном и древнем. Нет ничего превыше науки. Кроме магии конечно. А людские жизни, а уж тем более психическое и физическое здоровье подопытных не имеют ни малейшего значения. Жертвы, опыты, кучи трупов, хирургические операции. Доктор Моро обзавидуется. Будни этих колдунов-потрошителей составляют вторую, более глобальную, чем приключения бравого Дика с командой, влияющую на судьбы мира линию романа.
Ну и демоны, со своими ограничениями, плюшками и тарашками имеются. Причем периодически они нехило воздействуют на судьбы главных героев.
В первую очередь, понятно на судьбу нашего 15-летнего (или сколько ему там?) капитана. Образ Дика Бенца оставил весьма противоречивое впечатление. Он молод, красив, горяч, уверен в себе до самоуверенности, харизматичен, опасен, жутко везуч, неглуп. Ловок как дюжина чертей, фехтует как бог, играет в карты как весь пантеон, рожает гениальные планы, как не знаю кто. В общем, периодически наваливаются воспоминания о некоем печально известном джентльмене по имени Марти Сью. При всем этом Дик действительно неплохой, добрый парень, увлеченный небом и капитанской фуражкой (т. е. шнуром). Совсем недавно переживавший непростые времена (жаль они остались за кадром, может, если бы мы увидели героя в неприглядном виде, мартисьюшности у него поубавилось бы). Заботящийся о своих людях и не забывающий о справедливости. Но как-то подозрительно легко ему все дается. Избранностью попахивает.
Да и одновременное увлечение героем целыми тремя барышнями (две из которых откровенные хищницы), каждая из которых преследует параллельно свой интерес, работает все на ту же тему со стариком Марти. Ну такой уж наш Дик уникальный, спасу нет.
Остальные герои запоминаются комплексно. Команда «Миранды», состоящая из могучего боцмана, опытного погонщика лескатов, пары девиц, илва и пацана-юнги.
И маги Ожерелья.
Команда большую часть времени теряется на фоне своего героического капитан, но при этом периодически выходит на первый план, демонстрирует неплохое развитие отношений, а некоторые из ее членов даже имеют какой-никакой шлейф роли (как тот же боцман или Лита). Но принимают они капитана как-то слишком уж навсегда и безоговорочно (и это после всего одной драки). Соглашаясь на все его безумные эскапады, даже если им лично они не больно-то выгодны, а то и вовсе смертельно опасны. Я понимаю: жанровые допущения, но даже в приключенческой фентези люди должны оставаться людьми. Иначе это уже не фентези, а сказка.
Маги Ожерелья вышли не хуже, а в некоторых моментах даже поинтереснее соратников Бенца. Увлеченный хирург-мясник Алмаз, пафосная погодница Сапфир, коварный оборотень-политик Двуцвет. И Ихтиандр-Аквамарин, явно не сказавший еще своего последнего слова.
По жанру перед нами откровенное приключенческо-авантюрное фентези, бросающее пару-тройку намеков на дальнейшее расширение чуть ли не до эпического. Начинается все скромно: с одного капитана, его команды и небольшой летающей шхуны. Но уже тогда, автор подбрасывает нам информацию о том, что это самый капитан не так прост, ему суждены крупные судьбоносные свершения, а события скоро приобретут больший, судьбоносный для многих размах. После экватора романа этих намеков все больше и больше, но в первом томе почти все они намеками и останутся. Большинство глобальных перипетий Голотвина придержала на последующие тома, один из них уже доступен в сети, следующий находится в работе.
Многие аспекты этого мира не раскрыты, а многие едва намечены. Так парой слов. Хотя общие географические и политические контуры автор очерчивает буквально в первых строках. И судя по этим строкам, места «где приключаться», у героев в достатке.
Политика всплывает лишь в разрезе судьбы принцессы Эннии и борьбы за трон Альбина. Остальные государства за кадром, как за кадром отношения между ними, использование летающих кораблей в державных интересах и во время конфликтов. Мало информации об остальных магах, кроме Ожерелья и пары слов о погодниках. В общем, развивать эту локацию есть куда.
Сюжет живенький. Аферы в исполнении нашего главного героя. Обретение верных спутников. Борьба за выживание с использованием всех умений и способностей команды. Контрабанда и прочие будни небоходов. Пираты. Маги. Убийцы. Бретеры. Поединки и спасения. Периодические флеш-беки в прошлое Дина и его товарищей. Экспедиция в дебри. Бандиты. Мерзкие дворяне. Скучно не будет.
Язык не идеален, но отвращения не вызывает. А вот идея эпиграфов из стихов, настраивающих на содержимое каждой главы, понравилась.
Эрго. Удачное приключенческо-авантюрное фентези с летающими кораблями, любопытными особенностями мира и намеками на глобальные события. А вот тумблер мартисьюшности у главного героя имело бы смысл прикрутить как минимум наполовину. Но как жанровое чтение неплохо. Продолжение скорее всего буду отслеживать.