Брайан Стейвли «Клинки императора». — М.: Э: Fanzon, 2018 г. Серия: Fanzon.neo Фэнтези (Первый роман трилогии «Хроники Нетесаного трона»).
Cага о Малкенианах, или Наследник и Пустота
Каден, наследник императора Аннура, до сих пор не понимал, зачем отец еще в детстве отослал его в отдаленный монастырь Пустого Бога. Жизнь тут была не сахар, а впереди оставалось еще два года послушничества.
Его брат Валин те же 8 лет провел с большей пользой, изучая способы убийства ближних своих в школе кеттрал – элитных императорских убийц.
Их старшая сестра Адер – единственная оставалась рядом с папой и даже достигла должности министра финансов.
А затем император умер. Точнее был убит. Заговор. И даже его недремлющая охрана – эдолийская гвардия не помешала убийцам.
Теперь под угрозой не только жизни последних из династии Малкенианов. Но и целостность самой империи, похоже, встретившейся со старыми, жутко опасными врагами. Империи, а может и всего человеческого рода.
Фентези с подростковым уклоном редко когда может порадовать читателя чем-либо сверхоригинальным. Юный протагонист, становление героя, избранность, непременное чувство (в последнее время не редкость любовный треугольник), верные друзья и коварные враги. Многие из этих составляющих в наличии и в романе Стейвли. Но Брайану удалось, смешав эти ингредиенты с другими интересными продуктами, получить весьма вкусное блюдо.
Во-первых, протагонистов у нас три штуки. А это (доказано Симмонсом в «Гиперионе» (http://perekat.kiev.ua/гиперион-падение-гипериона-симмонс/ ) приятный прием, который дает возможность читателю выбирать себе героя по нраву и сопереживать ему в полной мере. Хочешь «болеть» за бойца-спецназовца-ниндзю? Пожалуйста. За наследника-мистика-монаха? Не вопрос. За девицу-финансистку? Да ради бога!
Герои молоды и попадают в старшую группу young adult литературы, уделяющей массу времени становлению персонажей. Однако при этом самом становлении Стейвли ни капли не жалеет протагонистов, подвергая их нешуточным испытаниям и перипетиям. Их регулярно избивают до полусмерти (разве что Адер без членовредительства обходится), на них обрушиваются психологические проблемы и терзания, они допускают ошибки, пытаются определиться с дальнейшим путем, обрести себя как наследников покойного императора. В наличии жесткие (порой даже слишком) наставники и злокозненные, подлые сверстники.
Валин позволяет нам побывать в школе юных ниндзя-десантников, или морских (точнее летающих) котиков. Людей, празднующих первое убийство, совершенное своими кадетами, как нормальные люди отмечают день рождения.
Каден перебрасывает нас в монастырь дзен-мистиков, таящих судьбоносные для человечества тайны.
Аден в паучью банку императорской столицы, где как раз происходит возвышение одного из религиозных орденов.
У всех серьезные неурядицы, с которыми справится не каждый взрослый мужик. Кстати, идея о том, что сыновья повелителя империи должны не нежиться на пуховых перинах, лениво изучая управление, а почти с самого детства отдаваться «в жесткую науку» на сторону, хороша. Управлять научатся, чай не совсем дураки, а вот умение подчиняться, дисциплину, могут преподать прынцам лишь хмурые солдаты-убийцы, да «дзенствующие» монахи (эдакий умиротворенный Шаолинь) – уверен автор. Причем вдалеке от подхалимствующего двора. И вы знаете, есть в его уверенности некая сермяжная правда.
Перчику в котел романа добавляет детективная линия, связанная с убийством императора. Больше всего эта карта разыгрывается на Киринских островах. В Гнезде кеттрал, где проходит обучение Валин. Именно он первым испытывает на себе последствия смерти отца (до Кадена далеко, сестра наследовать не может). Мало парню выматывающих тренировок, брутальных наставников и мерзких однокашников. Вдобавок оказывается, что подготовка суперубийцы отнюдь не гарантирует безопасности, и даже в гнезде грозных кеттрал имеются паршивые овцы. Юный Валин даже предпринимает некое вялое расследование, в попытке вычислить иуду, правда, как не сложно догадаться, лавры Шерлока Холмса ему не светят. А вот напряжение в результате создается нешуточное. Читатель, испереживавшись за Валина, уже сам начинает строить догадки насчет злодея. Затем, помимо убийцы, на его голову обрушивается САМОЕ ГЛАВНОЕ ИСПЫТАНИЕ, и за героя становится совсем волнительно. В общем, как вы поняли, с саспенсом в линии Валина все в порядке.
Описание будней Кадена уступает брательниковым в экшене, зато через него мы познаем глобальные, стратегические особенности мира, а также прошлое монахов хин, слуг Пустого Бога. История возникновения здешнего человечества и его борьба за существование. И еще некоторое количество информации, придающей миру глубину и объем. А главное – этот герой изрядно отличается от обычных протагонистов юношеского (да и взрослого) фентези. Он не маг, не воитель, не управленец, не жрец и не паладин. Он мистик, точнее, ученик мистиков. Юноша, познающий Пустоту-Ваниат. Редко когда в фантастике нам показывают людей, занимающихся духовными практиками. Монахи-хин как раз из таких. Классический «восточный» монастырь с безответными послушниками и строгими наставниками, палками вдалбливающими в дубовые головы отроков нехитрые истины. А заодно преподающих им весьма полезные умения, типа сама-ан: техники гравированного ума и прочих, служащих ступеньками на пути к познанию Ваниат.
Адер пока в книге уделяется немного времени, и она изрядно уступает братьям по проработанности, но все еще может измениться.
Порадовали пара-тройка нежданчиков, не сказать что супер-неожиданных, но все равно изрядно подстегивающих интригу и напряжение происходящего.
Да, без непременных романтических терзаний Брайан не обошелся. Вот только они затрагивают лишь одного из троицы, плюс поданы походя и неакцентировано. И то верно, не до любовей сейчас – отечество в опасности! После победы жениться будем.
Да, герои не отличаются особым интеллектом, и порой изрядно «тупят». И нелогичностей в действиях персонажей хватает.
Да, эпичности роману остро недостает. До «Меекхана», с которым иногда сравнивают «Клинки», по этому параметру работе Брайана далеко. Хотя не забываем это лишь первая книга трилогии, может дальше ситуация поправится. Перед нами скорее детективно-приключенческое фентези, балансирующее на грани подростковой и взрослой литературы и жестко концентрирующееся на последних Малкенианах. География почти неведома – «империя занимает два континента», да пару слов о некоторых соседях – вот и вся информация, которая пока имеется у читателя. История мира подается схематично, дозировано и остается на заднем плане, хотя уже сейчас можно оценить некоторые находки автора.
В первую очередь – кшештрим. Прародители и смертельные враги человечества. Бессмертная древняя раса, сравнимая по силам с богами, имеющая кроме могущества еще одну крайне любопытную фишку. Им неведомы эмоции – лишь логика. Эдакие роботы-гитаристы, обходящиеся с человеками по эпохальному завету Тараса Бульбы.
Имеются у мира, созданного Стейвли и другие приятные изюминки.
Личи. Те немногие из людей, которые способны проявлять способности, которые так и тянет назвать магическими. Своими сородичами личи мягко говоря не приветствуются. Причем настолько, что каждый законопослушный гражданин обязан уконтрапупить лича на месте. Оставляем за скобками то, что лич обычно обладает могуществом намного превосходящим физическую силу человека, а то и группы людей (хотя есть нюансы, связанные в основном с «колодцами» — источниками их силы). Единственное место – где личей не казнят на месте – это Гнездо кеттарал. Тут любой людской материал идет в дело.
Огромные птицы-кеттралы (привет от орлов Манве), способные переносить на себе (точнее на упряжи, крепящейся на когтях) 5-6 бойцов кеттарал. По-видимому, водятся они только на Киринских островах, и каким-то неведомым образом были приручены первыми имперскими убийцами. Может личи поспособствовали?
Гробовые дубы. Милые деревца, обычно выступающие святилищами и не нуждающиеся в солнечном свете. Их «фотосинтез» построен на крови, приносимой хищными летучими мышами, живущими на этих деревьях, или жертвуемой адептами.
Зубасто-ядовитые сларны с непростыми яйцами.
Милая тварюшка (-ки) из Красной книги, весьма полюбляющая коз.
Таких нюансов у мира, созданного Стейвли, хватает. Что добавляет этой локации жизненности и изрядно способствует погружению.
Эрго. Приятный и увлекательный роман (точнее начало трилогии), совмещающий детектив с приемами юношеского приключенческого фентези и весьма взрослыми мотивами и подходами к жизни. Герои интересны, напряжение на высоте, продолжение ожидается с неподдельным интересом.