Золотой компас (The Golden Compass), 2007 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

А Белые медведи осатанели —  стало быть весна, или Запыленная сказка для среднего школьного возраста

Лира Белаква (Блю Ричардс) была не совсем обычной девочкой. Ее мало интересовали куклы и наряды. А вот приключения как раз наоборот. Так хотелось повидать мир, побывать на далеком Севере в королевстве бронированных медведей.  Или отправиться с дядей, Лордом Азриэлом (Крэйг) в одно из его необычных путешествий.

Поэтому, когда очаровательная и влиятельная миссис Колтер (Кидман) берет Лиру в путешествие, девочка чувствует себя на седьмом небе от счастья.

Однако все выходит далеко не так радужно.

Выясняется, что миссис Колтер вовсе не такая милая дама, какой показалась на первый взгляд. И ей  от Лиры кое-что  нужно.

Вдобавок пропадает ее лучший друг, Роджер, и это далеко не первое таинственное исчезновение ребенка за последнее время.

Обстановка становится все напряженнее, и теперь Лира оказывается в самом центре важных событий, в которых перемешались интересы могущественного Магистериума, ужасных Жрецов, вольных цыган, ведьм воздуха и прочих сил, каждая из которых имеет на маленькую Лиру свои планы.

 

«Золотой компас», один из последних независимых проектов студии New Line Cinema, мог бы стать одной из лучших фентези начала 21 века.

Интересный мир, соединивший элементы стим-панка, и героической сказки, дополненный оригинальными фишками типа деймонов или панцербьернов. Важные идеи о необходимости борьбы за свою свободу против власть имущих, стремящихся сделать из людей стадо. Без малого 200 лимонов бюджета, позволивших постановщикам в полной мере показать нам прелести здешнего мира («визуальный» Оскар 2008 года). Изысканная Николь Кидман, вполне адекватная главная героиня.

Казалось бы, чего еще надо?

В результате «Компас» слабенько показал себя в прокате (360 лимонов сборов), был холодно воспринят критикой, и прославился как один из самых невнятных фантастических фильмов за всю историю кино.

Лента поставлена по первой книге трилогии Филипа Пулмана «Северное сияние».

Итак, что же произошло?

Дело в том, что создатели ленты действительно допустили массу ошибок.

Слишком узкий зрительский сегмент. Лента рассчитана на отроков от 9 до 13 лет. Младшим детям многое будет непонятно и соответственно неинтересно. Старшим подросткам будет не хватать возможности ассоциации с героиней (больно маловата, как вы думаете, просто так среди протагонистов Нарнии были герои разных возрастов?), романтических линий и «правды жизни» Взрослым будет скучна схематичность мира, легкость решения вопросов и абсолютно беззубый рейтинг картины.

С одной стороны «Компас» очень детская и наивная лента. Проблемы решаются как по маслу, просто и походя. За каждым кустом, стремясь помочь героине, толкаются между собой рояли и боги из машины. За весь фильм на землю не упадет ни одна капля крови, а от аккуратно умирающих злецов зрительское внимание отвлекают живописно разлетающиеся искорками деймоны.

Нет ощущения серьезной угрозы и изрядно понижен градус сопереживания. Чему также способствуют слабенькие, пафосные диалоги.

С другой – периодически создателям фильма удается нагнать напряжения, и то, что оно в результате ни к чему не приводит – создает серьезный когнитивный диссонанс. Как будто поманили конфеткой эпичного фентезийного кино с потерями и трудностями, а в результате получаешь сказку про Машу и медведей.

Тем нелепее на этом фоне выглядит всплески завуалированной жестокости типа потерявшего  челюсть Рагнара.

Дальше.

Идейное наполнение ленты вполне качественно. Редкая сказка будет готовить отроков к тому, что любая власть попытается сделать из них рабов. И за свою свободу придется бороться не покладая рук. Причем не только за абстрактное для детей понятие «свободы», но и за вполне конкретную душу, воплощенную в милой зверушке.

Но и тут создатели «Компаса» умудрились вставить себе палки в колеса. Фильм абсолютно не показывает обычных людей, тех, кого и порабощает злобный Магистериум. Тех, за кого собственно придется бороться героям.

Мы увидим вблизи лишь откровенных маргиналов, типа цыган и самоедов, ученых мужей, пару представителей власти, одного ковбоя, ведьм и медведей. Я, конечно, извиняюсь – это все население планеты?

А где люди? Нет их. Что-то мелькает на заднем плане, во время посещения городов, не приближаясь к героям и зрителям ни на шаг. Даже дети за исключением Роджера и Билли сливаются в одну невнятную массу.

Отсюда мы плавно переходим к еще одной большой проблеме «Компаса». Огромному количеству ненужного тумана. Фактически за два часа мы почти не получили ответов на вопросы. Разрешилась лишь загадка с исчезновением детей. Все!

Что за «Пыль», и с какого перепугу все устраивают вокруг нее такие пляски? Что за пророчество, о котором такое впечатление знают все вокруг, включая бродячих собак. В чем сила Магистериума, пока абсолютно не проявившего себя как нечто пугающе-грозное? И как он собирается захватывать другие миры, если у себя порядок навести не в состоянии.

В общем, постановщики явно понадеялись на продолжение, с маниакальным упорством не раскрывая свои карты.

Кстати, не исключено, что пол протагониста  также сказался на восприятии картины профильным зрительским сегментом (тем самым от 9 до 13).

В том возрасте мальчишки не готовы воспринимать девчонок как равных (они и в более позднем далеко не все готовы), или как пример для подражания. А барышни все же больше склонны ассоциировать себя с классическими диснеевскими принцессами, чем с «Храбрыми сердцем».

Ну и конечно бюджет. Чтобы отбить 180 миллионов нужно не только безукоризненное мастерство всей команды картины. От сценаристов до последней «хлопушки». Но и правильное расположение звезд. А вот с этим «Компасу» однозначно не повезло.

Но именно щедрость Нью Лайн подарила нам основной позитив картины. Богатейшую визуалку. Тут никаких вопросов – очень красиво.

Городские шпили. Изящные дирижабли. Разнообразные зверюшки — дэймоны, чертовски оживляющие происходящее. Холодная прелесть Севера. Внушительные бронированные медведи.

Глаз не оторвать.

Похоже, что большинство пара, полученного при создании картины, ушло в свисток «картинки». Жаль остальным аспектам мало что досталось.

Эрго. Пресловутый фентези-проект, замахнувшийся на знаковый детский эпик (явно в уме держали Нарнию), создатели которого допустили в процессе слишком много ошибок. Такой груз мог свалить и фильм, основанный на мастодонте покрупнее, чем малоизвестная трилогия Пулмана. А в данном случае сыграл и вовсе роковую роль.

Режиссер: Крис Вайц

В ролях: Николь Кидман, Дэниэл Крэйг, Дакота Блю Ричардс, Бен Уолкер, Фредди Хаймор, Иэн МакКеллен, Ева Грин, Джим Картер, Том Кортни, Иэн МакШейн, Сэм Эллиотт, Кристофер Ли, Кристин Скотт Томас, Эдвард Де Соуза, Кэти Бэйтс, Саймон МакБерни, Джек Шепард, Магда Шубански, Дерек Джекоби, Клер Хиггинс, Чарли Роу, Стивен Лотон, Майкл Антониу, Марк Моттрэм

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.