Чужой: 40 лет спустя, или Битва за корону
Аж никак не ожидали астронавты на Международной космической станции, к чему приведет прибытие посылки с образцами марсианского грунта. Казалось бы, прорыв – первое подтверждение существования внеземной жизни. Исследуй это загадочное одноклеточное и получи массу новой информации. Ан нет. Сперва выясняется, что это вовсе не одноклеточное. А затем – что природные законы борьбы за существование никто не отменял.
Теперь шестерке космонавтов предстоит выяснить – правда ли, что человек является самым опасным существом в Солнечной системе. И не пришло ли время короне «вершины эволюции» сменить хозяина. Причем не только на МКС, но и на старушке Земле.
Идея создать триллер, связанный с подарком, прибывшем с Красной планеты, возникла у постановщиков еще в 2002 году. Хотя и от влияния классического «Чужого», появившегося немножко раньше, они не открещиваются. Воздействие классической работы Ридли Скотта действительно отрицать было бы глупо. Ограниченное число героев, замкнутое помещение, вакуум вокруг, неведомое существо в качестве противника.
Все верно, но есть в Life одна штука, которой в таком количестве и в этом жанре зритель еще не видал.
Невесомость.
Она превращает не шибко оригинальный триллеро-ужастик в весьма завораживающее зрелище. Замедленные плавные движения парящих тел. Расчетливые кульбиты и мастерское попадание собой любимым в отверстия люков. Смена направления одним касанием. Завораживающие балетные игры в догонялки с подарочком с Марса. Парение героев посреди отсека и специальные держатели с зацепами для рук и ног.
В таких условиях пляски с «претендентом на корону» смотрятся великолепно.
Есть в картине еще один фактор, за который создателям нужно поставить высокий балл.
Напряжение.
Казалось бы, в триллере и фильме ужасов непременный атрибут, без которого нельзя представить этот волнительный поджанр. Казалось. Только зачастую создать напряжение кинематографистам сложнее, чем получить вожделенный Оскар.
К «Живому» в этом аспекте претензий минимум. Сперва сидишь как на иголках в ожидании, что именно предъявят нам постановщики в качестве противника для героев. Затем ждешь, во что оно превратится. Потом начинается движуха, и становится особенно весело. В общем, саспенс вышел на надлежащем уровне. До последнего кадра (финальный твист вышел любопытным, хотя и предсказуемым).
Да и картины космоса оказались на уровне (не «Гравитация» (http://perekat.kiev.ua/гравитация-gravity-2013-рецензия-обзор/ ), но все же), правда, их не так много, как хотелось.
С героями похуже. Создатели попытались по мере сил раскрыть персонажей, но вышло это, пожалуй, лишь с Хью Дерри (Бакаре). Ну, у него в руках (точнее в ногах) был весьма мощный инструмент для зрительского сопереживания. Да и мотивация его из-за этого становится кристально ясной.
Остальные по большей части остались функциональными персонажами, отыгрывающими определенный стандартный типаж.
Россиянка Головкина изображает бравого капитана МКС и ничем особым не запоминается.
Ребекка Фергюсон («Геракл» (http://perekat.kiev.ua/геракл-hercules-2014/ ), «Миссия невыполнима» (http://perekat.kiev.ua/миссия-невыполнима-племя-изгоев-mission-impossible/ ) в образе недостаточно параноидального специалиста по контролю заболеваний — мила, но не особо впечатляет.
Рейнольдс («Код доступа «Кейптаун» (http://perekat.kiev.ua/код-доступа-кейптаун-рецензия-об/ ), «Призрачный патруль» (http://perekat.kiev.ua/призрачный-патруль-r-i-p-d-2013-рецензия-обз/ ), «Вне/себя» (http://perekat.kiev.ua/вне-себя-self-less-2015/), «Преступник» (http://perekat.kiev.ua/преступник-criminal-2016-костнер/ ), «Дэдпул» (http://perekat.kiev.ua/дэдпул-deadpool-2016/ ) выступает в своей любимой ипостаси балагура и рубахи-парня.
Джилленхол («Патруль» (http://perekat.kiev.ua/патруль-end-of-watch-2012/ ), «Эверест» (http://perekat.kiev.ua/эверест-everest-2015/ ), «Левша» (http://perekat.kiev.ua/левша-southpaw-2015-джилленхол/ ), «Под покровом ночи» (http://perekat.kiev.ua/под-покровом-ночи-nocturnal-animals-2016/ ) играет сосредоточенного на внутреннем мире доктора-мизантропа, тоже «родной» типаж артиста.
В общем, все до боли типичное и знакомое. Похоже, на порядки больше усилий артисты потратили на физподготовку и привыкание к тросам, создающим невесомость, чем собственно на актерскую работу.
Как впрочем, шаблонны практически все ходы и повороты сюжетной линии, подавляющее большинство из которых вы где-нибудь уже не раз видели.
Имеются вопросы и к логике поступков персонажей. Например, к весьма слабенькой общей системе безопасности. А то наши герои, как всегда сказав «А», и предприняв некоторые меры предосторожности, позабыли о «Б», о необходимости довести их до серьезного уровня. А уж к действиям космонавтов и вовсе претензий вагон. Особенно отличилась сцена с Хью Дерри и его рукой. Когда можно было ситуацию исправить – все долго и активно ругались, стукаясь лбом в стекло. Когда наоборот нужно было сидеть тихо и писать завещания – бросились на выручку. Все же логика не кинематографическая наука. Да и самураи какие то жиденькие пошли, не находите? Все же сэппуку, сделанное вовремя – великая вещь, а не сделанное — способно погубить Землю.
И главный вопрос картины: а где собственно китайцы? Русские есть, американцы, британцы, даже японец (!). Где астронавты из Поднебесной? Вы что забыли о китайском прокате? Или наоборот решили, что если ни один китаец не погибнет, зрители КНР будут более благосклонны? Похоже, обознатушки.
Эрго. Напряженный триллер с элементами ужастика (или наоборот?) способный войти в историю благодаря невесомости, как непременному элементу сюжета. А вот оригинальностью, свежими ходами и актерской игрой (несмотря на пару-тройку звезд в кастинге) он вас не порадует – все стандартненько.
P. S. Припомните оптимизм «Чужого», все же оставляющего надежду человечеству, и подумайте, а что же изменилось за 38 годочков.
Режиссер: Даниэль Эспиноса
В ролях: Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон (II), Райан Рейнольдс, Ольга Дыховичная, Эрион Бакаре, Хироюки Санада, Наоко Мори, Александр Нгуйен, Камиль Уоррен-Тейлор, Хиу Ун-Син