Слышите? Слышите треск ломающихся копий? Смачные отзвуки отвешиваемых друг другу содержательных дебатов? И крики кошек, возмущено падающих в обморок от чистоты и литературной силы слога конструктивной дискуссии?
Слышите?
Это ведется вежливое и корректное обсуждение судьбы одного памятника.
Памятника основателям Одессы (http://perekat.kiev.ua/одесса-odesa/).
Екатерининская площадь, находящаяся в двух шагах от памятника Дюку, Приморского бульвара (http://perekat.kiev.ua/одесса-приморский-бульвар-дюк/ ) и неподалеку от Одесского порта (http://perekat.kiev.ua/одесский-порт-морской-вокзал/ ) возникла ориентировочно в 1820-1830-х годах.
Свое название получила в честь церкви во имя святой Екатерины Александрийской, которую планировали возвести тут еще в 1796 году. Однако с церковью не сложилось, недостроенный и обветшалый храм разобрали в 1821 году, еще до появления площади.
Церковь разобрали.
А имя осталось.
Некоторое время треугольная площадь жила себе, не тужила, называясь то Елизаветинской, то Дюковской, то снова Екатерининской. Тут разбивали скверик. Устанавливали один из первых в Одессе фонтанов.
А затем пришел год 1894. Время, когда в честь 100-летия основания Одессы было решено заложить здесь памятник Екатерине II, императрице при которой началось активное строительство Одессы. Почему тут? Вспомнили о несостоявшемся храме в честь небесной покровительницы императрицы, стоявшем как раз на этой площади.
Памятник появился на свет в 1900 году. Проект архитектора Юрия Дмитренко. Скульптор — Михаил Попов, при участии Бориса Эдуардса, Леопольда Менционе, инженера А. Сикорского.
Императрица взирала на плебс с высоченной колонны, а у ее ног расположились господа, прямо причастные к появлению города — де Рибас, де Волан, Потемкин и Зубов.
Взирала она, правда, не так чтобы очень долго. Как нетрудно догадаться, 17 (точнее двадцать, до 1920-го) годков.
Затем власть поменялась, и Екатерине пришлось подвинуться. От императрицы сохранилась одна голова, переехавшая в Одесский краеведческий музей. Господам-сподвижникам повезло больше. Они перебрались туда же, но в целом виде. Если верить молве, бронзовые фигуры хотели пустить на снаряды, но нашлись те, кто был против. К примеру, за их сохранение активно ратовал самолично Буревестник революции. А некий безымянный матрос, опять же по слухам, заявил, что «негоже иметь снаряды непролетарского происхождения». Какой сознательный был мужчина.
Еще больше свезло пьедесталу с колонной. Они остались на прежнем месте, вскоре приняв на свои плечи сперва голову Карла Маркса (1921), а через пару годочков статую Бородача в полный рост, причем на свежепереименованной в его же честь площади. Но, похоже, основоположник был месту не слишком по душе. Как то при особо сильном ветре его будто бабочку смахнуло с пьедестала. Решили не торопиться восстанавливать. Во избежание. А то мало ли. Потихоньку проводили конкурс и даже выбрали проект, но его воплощению помешала вторая мировая. А пока, чтобы свято место не пустовало, вознесли на колонну символы труда — серп с молотом.
По слухам румынские власти захватившие Одессу собирались водрузить на площади, по-быстрому обозванной именем Гитлера, фигуру бесноватого фюрера, но не успели.
После войны колонну все-таки снесли, а на ее месте разбили цветник.
27 июня 1965 года, в честь 60-летия восстания на броненосце «Потёмкин», на Екатерининской открыли памятник Потемкинцам (скульптор В. Богданов, архитекторы М. Волков и Ю. Лапин). Он украшал собой площадь дольше всех остальных монументов, аж до 2007 года, когда без шуму и пыли переехал на Таможенную площадь.
В 2007 году местные власти решили вернуть бронзовую Екатерину на место. Зачем? Ведь «в 1901 году на Всемирной выставке в Париже эта площадь была признана лучшей в Европе!». Площадь реконструировали, установили освещение, фасады окружающих зданий стилизовали под времена столетней давности, возобновили или заново установили многие элементы декора. Потемкинцев, как я уже сказал, переселили на Таможенную. Их место занял памятник основателям Одессы, причем созданный с использованием частей прежнего монумента. Старой катькиной голове впрочем, на плечи вернуться не удалось – не подошла по цвету к остальной императорской фигуре. Пришлось творить с нуля (скульптор Олег Черноиванов, художник Николай Олейник). Сподвижники, наоборот те самые, образца 1900 года.
С тех пор вокруг памятника идут бои. Одни, по старому, въевшемуся в подкорку примеру «до основанья», требуют убрать разрушительницу Запорожской Сечи и «палача украинского народа» с глаз долой. Другие, культурно в стиле «рядового Иванова и расплавленного олова» объясняют, что это элемент аутентичного городского дизайна, исторической застройки, делающий площадь одной из красивейших в городе. Кто прав, кто неправ? Может, хоть далекие потомки рассудят. А нам с вами, пока суд да дело, остается возможность полюбоваться еще одним уголком прекрасной Жемчужины у моря.
Спасибо, уважаемый автор, за интересную статью , ироничный стиль, прекрасные фотографии.
всегда пожалуйста) далі буде))
А почему улица ЕкатеринЕнская, если она ЕкатеринИнская?
спасибо за зоркий глаз, о таком явлении, как опечатка, не слыхали?