Под крылышком Сапсана, или Инфантильные ясли в уэльском безвременье
Джейкоб Портман (Баттерфилд) всегда хотел верить в странное. Еще с детства, когда дедушка рассказывал ему сказки о доме, где жили дети с необычайными способностями.
Мальчик рос, стал юношей, но никаких странностей с ним не происходило. Обычная, унылая жизнь. До того недоброго дня, когда при странных обстоятельствах погиб дедушка. Успев взять с внука обещание съездить на остров в Уэльсе, где якобы находился тот самый Дом.
Парень сдержал обещание. Оказалось, что все рассказанное дедом абсолютная правда. На самом деле есть на свете девочка легче воздуха, невидимый мальчик и барышня, способная призывать огонь. Также оказалось, что все они находятся в страшной опасности. Ведь за ними охотятся жуткие чудовища, и загадочный старик с белыми глазами. Старик, идущий по следу Джейкоба.
Сценарист и писатель Рэнсом Риггз коллекционировал странные старые фотографии с детства. Однажды мудрый редактор одного издательства посоветовал Рэнсому сочинить историю, основанную на жемчужинах его коллекции. Из этого совета и увлечения Риггза родилась весьма популярная подростковая книжная трилогия, заинтересовавшая любимого режиссера Джонни Деппа (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/великий-чародей-большого-экрана-воро/ ) — самого Тима Бертона (а о нем можно почитать тут http://perekat.kiev.ua/самый-мрачный-постановщик-современн/ ).
В 2016 году вышло несколько крупнобюджетных фентезийных фильмов. Все они, и Пит с драконом (обзор тут http://perekat.kiev.ua/пит-и-его-дракон-petes-dragon-2016-рецензия-обзор/ ) и вторая «Алиса» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/алиса-в-зазеркалье-alice-through-the-looking-glass-2016/ ) и спилберговский «Великан», разве что за исключением мультипликационного «Варкрафта» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/варкрафт-warcraft-2016/ ), оказались чересчур, прям-таки нарочито детскими.
Наступил на те же грабли и «Дом», даже не смотря на то, что главный герой уже давно не ребенок, и уверенно вступил в пору отрочества.
Причем в первую очередь это выражается в реакциях обитателей дома странных детей. Несмотря на прожитые годы (минимум 60 лет, если считать лишь с 43-го), они до сих пор действуют как маленькие ребятишки из ясельной группы. Да, с одной стороны их опыт чертовски ограничен. Переживать один и тот же день десятилетиями, не развиваться физически, общаться с одними и теми же людьми, все время находиться в одном и том же месте (не позавидуешь, право слово, очень грустная ситуация). Сильно не разовьешься. Но не настолько же, чтобы оставаться инфантильным младенцем, когда тебе уже идет шестой десяток! Есть, в конце концов, книги — вполне способные в некоторой степени заменить широкий мир и общение. Есть собственные мысли, есть десяток собратьев, каждый со своим внутренними особенностями, характером и подходом к жизни. Есть работа над своими неординарными способностями. Есть мисс Перегрин, которую вполне можно раскрутить на «поделиться информацией».
По героям фильма прожитых лет не видать. Ребятня четырех-шести годочков максимум. Напуганные, неуверенные, не представляющие себя без мамаши. Да если та же Оливия, не говоря уже о Близнецах, нормально применила бы свои способности в схватке, их белоглазые друзья моментально поимели бы бледный вид, вплоть до летального исхода. Да и пустотам не поздоровилось. Как мы видели, они вполне подвержены физическому воздействию.
Внешний мир также не играет в картине практически никакой роли (что опять же характерно для детского восприятия). Не существует правительства, отсутствуют спецслужбы, не попадаются на пути обычные люди, все взаимодействие с реальностью – местный полицейский, которого вполне можно «грохнуть», если не удастся договориться. И заниматься этим будет, конечно же, мамочка Сапсан.
Структура картины выстроена несколько странновато, под стать обитателям дома. Начинается все «на ура». Мрачноватый флер тайны, ожидание сказки, нагнетание атмосферы, нешуточное напряжение, накрывшее зрителя после ситуации с дедушкой. Вскользь показанные загадочные чудища и непонятные взъерошенные дядечки. Пара красивых сцен, интересные пейзажи и интерьеры, забавные типажи детишек.
Но в последней четверти фильма режиссер срывается в откровенный комедийный балаган. Этому чертовски способствует игра Сэмюэла Л. Джексона, создавшего своего злодея в изрядно фарсовом, карикатурном ключе. Такой образ был бы уместен в пародии, в новогоднем утреннике, наконец. Но не в большом фентези, претендующем на адекватное восприятие зрителем.
Ну и конечно, финальная битва. Она слита полностью и всецело. Начиная от «веселенького» мегафайта при участии скелетов, напоминающего аттракцион Диснея для самых маленьких. Продолжая уникально идиотскими действиями всех заинтересованных сторон. Завершая невнятной и нелогичной сценой воздаяния Мистеру Бэррону (с чего вообще так получилось, он что изменился на атомарном уровне?). В общем, впечатление от картины оказывается изрядно испорченным.
Что забавно, остальные актеры, кроме старины Джексона, справились с ролями вполне удачно.
Эйса Баттерфилд, шикарно показавший себя в «Хранителе времени» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/хранитель-времени-3d-рецензия-обзор/ ). И гораздо слабее в «Игре Эндера» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/игра-эндера-enders-game-2013-рецензия-обзор/ ), в «Доме» находится вполне в своей тарелке. Изображая свой любимый образ — интеллигентного мальчика из хорошей семьи, мечтающего о странном.
Ева Грин тут эксцентрично-изысканно-порывиста, хищно-пунктуальна и отлично смотрится с дымящейся трубкой. А все глупости персонажа, типа уступок террористу, явно нужно списать на сценариста.
Детишки колоритны, разнообразны, запоминаются, и хорошо держатся в кадре.
К сожалению, идейное наполнение «Дома» оставляет желать лучшего. Тема взаимодействия «странности» и обычности раскрыта слабо. Вот и выходит, что кроме столь любимой авторами подростковой литературы избранности, вскользь всплывает лишь проблема семейного безразличия со стороны родителей, да антифашистские нотки (что уже плюс). Да, пожалуй, вопросы неутолимой жажды бессмертия. Кстати, всегда интересовало, как собираются проводить вечность, субъекты, получившие бессмертие, и через сколько столетий спрыгнут с ума? Одно дело долголетие в здоровом теле, но вечность? Количество времени, которое даже невозможно представить?
Неужто все настолько плохо и смотреть картину нет смысла?
Нет, для среднего школьного возраста фильм будет самое то. Да и взрослые вполне смогут получить удовольствие. Один раз. Есть интересные находки по картинке. Та же отмотка времени чего стоит, или погружение к кораблю. Есть качественная атмосфера, никуда не делся режиссерский вкус Бертона. Вплоть до финальной битвы поддерживается качественное, ударное напряжение. За героев переживаешь, и желаешь им всяческих благ.
Но пересматривать ленту не тянет, да и общая инфантильность современной фентези начинает немного утомлять.
Такое впечатление, что большинство писателей и режиссеров полностью сместили акцент, ориентируясь на детишек 7-14 лет.
Что ненаказуемо, но для зрителей, вышедших за эти возрастные рамки, несколько скучновато.
Режиссер: Тим Бертон
В ролях: Ева Грин, Эйса Баттерфилд, Сэмюэл Л. Джексон, Джуди Денч, Руперт Эверетт, Эллисон Джэнни, Крис О`Дауд, Теренс Стэмп, Элла Пёрнелл, Финлэй МакМиллан, Лорен МакКрости, Хейден Килер-Стоун, Джорджия Пембертон, Майло Паркер, Раффиелла Чепмен, Пикси Дейвис