Аластер Рейнольдс «Дождь Забвения». — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015 (Серия: Звёзды новой фантастики. Аластер Рейнольдс)
Техничный конец или Спасение прошлого
1959. Парижский частный детектив Флойд обычно не брался за расследование убийств. Это сфера ответственности полиции, а она не любит, когда влазят в ее дела. Тем более сейчас, когда президент Шателье закручивает гайки, готовясь натравить жандармов на любые меньшинства или инакомыслящих.
Однако от этого дела полиция отказалась, посчитав случившееся несчастным случаем, и Флойд скрипя сердцем, соглашается присмотреться к гибели американки Сьюзен Уайт.
23 век. Археолог Верити Ожье обожала свою работу. Пробивать окна в историю, добывать артефакты Века Забвения. Пускай это занятие несло в себе массу опасностей, ведь мертвая родина человечества уже давно не прощала ошибок. И на обледеневшей Земле в последнее время случилась масса несчастных случаев.
Один из которых, происшествие с учеником Себастианом Нервалем, стал последней каплей. Каплей, запросто способной оборвать карьеру Верити, а то и ее жизнь.
Но именно благодаря этому происшествию Ожье получила предложение, от которого невозможно отказаться. Предложение попасть в прошлое. Во времена за столетие до Нанокоста. На еще цветущую, полную жизни, правда, альтернативную Землю.
И не просто попасть, а привести оттуда нечто важное, способное, возможно, изменить историю обоих миров.
Уэльсец Аластер Рейнольдс относится к тому небольшому числу авторов научной фантастики, которые знают, о чем пишут. Ведь Аластер не просто всерьез изучал физику и астрономию, являясь обладателем докторской степени по астрономии, но и по сей день работает, что называется по профессии.
Как фантаст Рейнольдс широко известен не только в Буржуинии, но и на наших просторах. На русский переведено семь его романов, пять из которых входят в цикл «Пространство Откровения».
Но нашим сегодняшним героем стало абсолютно самостоятельное произведение, причем построенное весьма оригинально.
Читателя порадуют двумя линиями, одна из которых представляет альтернативный 1959. Вторая – далекое будущее, после катастрофы, сделавшей Землю непригодной для жизни.
Каждая проработана с умом, качественно, и достойна отдельной книги.
Ну а вместе картина выглядит еще лучше.
«Прошлая» линия обошлась без Второй мировой войны, и особого развития компьютерных технологий.
Жители «будущей» покинули мертвую землю, переселившись на Заросль — цепь орбитальных станций, построенных вокруг планеты.
Казалось бы ничего общего.
Кроме обстановки в которой живут герои.
А обстановочка вокруг, доложу я вам, еще та.
Франция 59-го все больше скатывается в тоталитаризм, превращаясь в полицейское государство. Практически без потерь перевалив 40-е, здешнее человечество, похоже, решает наверстать упущенное. Ненависть к инакомыслящим, жандармский произвол, политические преследования, избиения на улицах.
Но и в будущем все не слава богу. Ведь кроме ретров, жителей Заросли, испытывающих к планете-матушке исключительно археологический интерес, Землей интересуются прогры из Федерации полисов. Прогры, чей технический уровень на несколько порядков превосходит уровень их соперников. Соперников, которым приходится лавировать между партиями умеренных и агрессивных прогров.
В общем, скучать никому не приходится. А уж когда представители этих двух линий сойдутся, вечер окончательно перестанет быть томным.
И человек из будущего (пускай и знакомого более менее с периодом, куда он попал) шагнет на улицы Парижа прошлого. И закрутится расследование, с каждым часом приобретающее все большую важность. И начнут сжимать кольцо вокруг героев существа, которые просто не могли тут появиться. И донесутся тревожные отголоски событий из будущего. И встанет призрак угрозы столь ужасной, что любые атомные бомбы покажутся рядом с ней детскими играми на лужайке.
Нельзя также не упомянуть целый ряд интересных фантдопущений, используемые автором.
Это и разрушительный Нанокост, слабо обоснованный, но интересный по задумке конец света. И А-вирус, лишающий возможности воспринимать музыку. И фурии, крохотные (и не очень) нано-машины, населяющие закованную в ледяной панцирь землю. И буквально набитые микроскопическими механизмами прогры. И идея загадочной гиперсети, «тоннелем метро» соединяющей отдаленные планетоиды. И, конечно, Аномально Большие Объекты.
А уж как Аластер поиздевался над идеей остановить техникой техногенную катастрофу!
Так и слышится его ехидный голос, обращающийся к современникам: нашли, мол панацею в безудержном техническом развитии? Так и норовите сделать из технологии культ? Ну-ну, эти вот уже попробовали. Результат им не понравился.
Плюс Рейнольдс по-полной использует жутко популярную в последнее время в литературе и кинематографе идею смешения жанров.
Мы поучаствуем в нуарном детективе, подбрасывающем нам все новые и новые события, происшествия, зацепки. Близко познакомимся с альтернативным Парижем 60-х. Поглядим сквозь иллюминатор на перипетии космической фантастики. Затаив дыхание очутимся подо льдом мертвой земли. Приподняв ворот плаща, пройдемся коридорами станций, полными шпионских интриг. Погрузимся в пучину социальной антиутопии.
Насладимся напряженным действием и получим хорошую пищу для мозгов. Пищу не слишком сладкую, и не особо диетическую.
Ведь Рейнольдс не является идеалистом. И не рисует нам картину будущего «Полдня». Его 23 век не очень то отличается от нашего времени. Те же интриги, та же подлость, те же драки за власть и карьеру. Те же всесильные спецслужбы. Те же жертвенные козлы отпущения. Те же подвижники науки, готовые на что угодно для добычи нового артефакта.
Но и фанатом текущего положения вещей, борьбы «за кусок пожирнее», он также не выглядит.
Потому описывая все это, Аластер будто спрашивает своего читателя: такое будущее ты хочешь увидеть? Ради этого работали лучшие ученые и мыслители?
Или стоит задуматься, и начать менять ситуацию прямо сейчас, не дожидаясь 23-го века?
Эрго. Стильная нуарная детективная научная фантастика, оперирующая яркими фантдопущениями, и идеями, способствующими еще раз задуматься над будущим человечества.