Бескрылый Бетмэн без паспорта или 170-сантиметровая Фемида в кожаной куртке
В один солнечный питтсбургский денек, съехавший с катушек снайпер расстреливает пятерых ни в чем не повинных прохожих, оставив при этом такую уйму улик, что доблестные копы находят его буквально через пару часов. На первый взгляд все ясно, и стрелка Джеймса Барра (Сикора) ожидает либо смертельная инъекция, либо пожизненное. Однако подозреваемый отказывается сотрудничать со следствием, написав записку, где просит найти некоего Джек Ричера (Круз). Когда-то дознавателя военной полиции, а ныне человека-невидимку, без документов, адреса и кредиток.
Отцом книжной серии (http://perekat.kiev.ua/этаж-смерти-чайлд-child-reacher/) о 100-килограмовом громиле ростом под два метра (на сегодня насчитывающей уже 17 частей) является английский писатель Ли Чайлд (настоящее имя — Джим Грант). Ее главный герой, бывший майор военной полиции, а ныне борец за справедливость во всех ее проявлениях, довольно быстро завоевал серъезную популярность в первую очередь в Америке (где и происходит действие романов). Суммарный тираж серии о человеке, «у которого нет пределов» уже перевалил за 50 миллионов экземпляров, и студия Парамаунт сделала логичный вывод, что самое время попробовать создать нового конкурента вечно живым Бонду с его младшим коллегой Борном.
Начать знакомство зрителя с немногословным Джеком решили с девятой книги (держа в уме долгоиграющую франшизу), и тут остро встала проблема поиска подходящего по росту и возрасту актера. Довольно долго вяло перебирались кандидаты, такие как Брэд Питт, Хью Джекман, Винс Вон, Джейми Фокс, пока дело не взял в свои руки лично Том Круз, мгновенно добавив в проект шарма и перспектив (параллельно вызвав волну негодования поклонников книги, считающих вечного мальчика неподходящим кандидатом на роль суперкрутого Джека).
Сразу бросается в глаза существенное отличие нашего героя от агента 007 и воспитанника проекта «Тредстоун». Первый практически всегда исполняет задание партии и правительства, зачастую спасая мир, но абсолютно походя, между очередной красоткой и бокалом мартини. Второй по большому счету сражается за собственную шкуру.
Джек не такой. Это фактически супергерой, но без сверхспособностей, Робин Гуд 21 века, в сияющих доспехах, на всю голову странствующий рыцарь, эдакая Фемида высшего порядка, приводящая в порядок дела, с которыми не справляются (или не хотят справляться) обычные правоохранители.
Вот как, например, расстрел в Питтсбурге…
К сожалению, детективная интрига в фильме держится очень недолго, благополучно испуская дух максимум (для самых невнимательных зрителей) к исходу получаса. Но, похоже, создатели картины и не особо стремились сохранить ей жизнь. Ведь на самом деле «Jack Reacher» это отнюдь не детектив, а типичный мужской боевик, абсолютно не заморачивающийся развитием героя, психологическими тонкостями и прочими благоглупостями. А единственная тайна, нераскрытая почти до конца, предоставляет зрителю вариант аж из двух кандидатур, сводя муки выбора к классическому анекдоту про блондинку. «Какова вероятность встретить на улице динозавра. 50 на 50. Или встречу, или нет».
С одной стороны это минус. Такое кино не затрагивает мозг вовсе, отворачивая от экранов любителей экшена с интеллектуальной изюминкой, сторонников многоходовых комбинаций и столкновений могущественных разумов. Ну, действительно, что за злецы? Жутко страшная и крутая компания! Частная лавочка какая-то. Что делает неясно, зачем непонятно, даже «торпед» приличное количество не смогла нанять. Убогонько как-то, право слово. А серьезно то как подано! Прям вселенский заговор.
С другой – наоборот плюс. Зритель, желающий просто отдохнуть, понаблюдав, как прилизанный Круз ломает конечности злодеям, и целых два часа насладиться торжеством справедливости, уйдет вполне довольный увиденным.
Том, удачно завершивший целых пять гораздо более тяжелых Миссий, успешно вскрывает козни, повреждает внутреннюю целостность бандитов (на протяжении 1.45 часов не используя не только огнестрельное оружие, но и удары ногами), лихо уходит от погони (вроде как Круз самолично выполнял все трюки, связанные с вождением), полуулыбкой очаровывает недалеких барышень, и даже ни разу не вспоминает о семейных ценностях! В общем, оттягивается в полный рост.
Спутница главгероя, адвокатша Хелен Родин (Пайк), талантливо тормозит, попав под влияние Круза стремительно тупеет (сравните ее в первой сцене, и некоторое время спустя после знакомства с Ричером), и к концу успешно становится настоящей блондинкой.
Главный злец, в нашем переводе Босс, а так вообще Зек (Херцог) оставляет весьма противоречивое впечатление. Вроде и есть в нем некий внутренний злецовый стержень, и мальчики ему служат не только за страх, но и за совесть. Но не дает что-то до конца поверить в его злодейскую мощь. Недоработанный образ, в общем. Хотя на фоне всех остальных выглядит гигантом.
Потягаться с ним может разве что отставной сержант-морпех Кэш в исполнении старого – доброго Роберта Дювалла. Таким в старости мог бы стать Боб Ли Суэггер, сложись его судьба чуть поудачнее. Видя подобного персонажа, даже начинаешь сомневаться в необходимости наличия Джека Ричера, ведь боевой Кэш при сильной необходимости и сам, похоже, в состоянии раздать всем сестрам по серьгам.
Также довольно адекватным вышел образ негодяйского Чарли (Кортни), весьма опасного субъекта, создавшего немало проблем даже нашему непробиваемому Ричеру.
По поводу сюжета, как я уже упоминал, все весьма далеко от идеала. Начиная от, мягко говоря, не совсем логичного поведения главного героя, продолжая кучей недомолвок с несостыковками и завершая средней убедительности противниками.
К примеру, что режиссер имел в виду сценой в доме у Джэба? У меня создалось впечатление, что МакКуорри ненадолго вышел, а помощники решили снять пару минут дурновато-отвязной комедии, типа «Голого пистолета».
Вот за что им отдельное человеческое спасибо так это за финальный мордобой, а то в последнее время этот немаловажный аспект боевика из моды вышел, и я лично успел по нему соскучится.
Эрго. Классический боевик для сильной половины человечества, которому не помешало бы немного ироничности в персонажах (каменнолицых шуток Круза недостаточно), большего внимания к сценарию и деталям. Пока попытка Джека Ричера замахнуться на первенство Бонда/Борна вышла не очень убедительной.
P. S. Кстати а сборы то более менее в порядке. Не «ух», но все же: 217 лимонов при 60 бюджета. Ждем продолжения?
Режиссер: Кристофер МакКуорри
В ролях: Том Круз, Розамунд Пайк, Ричард Дженкинс, Вернер Херцог, Дэвид Ойелоуо, Роберт Дювалл, Джей Кортни, Владимир Сизов, Джозеф Сикора, Майкл Рэймонд-Джеймс