Камерные интриги в нейтральном приюте, или Соблазнитель, отстраненный от дел
1915 год. Нейтральные страны Европы, не участвующие в мировой войне, переполнены социалистами всех мастей.
Один из них — Александр Парвус (Бондарчук) обращается к министру иностранных дел Германской империи Готлибу фон Ягову с любопытным предложением. Александр обещает в течение ближайшего времени устроить революцию и развалить изнутри Российскую империю. Нужно лишь немножечко денег. Немцы соглашаются, и Парвус начинает подбивать клинья к лидеру большевиков Ульянову-Ленину (Миронов). С деньгами у большевиков напряженка, а Парвус предлагает Ильичу наличку, листовки и оружие для организации революции в России. Однако Парвус не единственный, кому пришла в голову мысль подоить железных тевтонов.
Вокруг немецких денег разворачиваются активные интриги, в которых участвуют несколько сторон: собственно немцы, Парвус, эстонские националисты, большевики во главе с Лениным и российская контрразведка. И все ближе роковой 1917 – год, изменивший судьбы мира.
Пришло время взглянуть поближе на второй телепроект, появившийся в Росси к 7 ноября.
Первый — «Троцкий» (http://perekat.kiev.ua/троцкий-сериал-2017-хабенский/ ), извлек из нафталина позабытую фигуру Льва революции и поднял его на высшие ступени пьедестала. Наш сегодняшний герой построен вокруг серого кардинала Парвуса, теории германских денег для большевиков и снят несколько в иной стилистике, чем сага о Бронштейне.
«Демон» — камерная, театрализированная постановка, погружающая зрителя в политические интриги социалистической эмиграции, где в змеином кубле сплелись интересы массы различных разведок и огромного количества всяческих революционеров и прочих социалистов. Проект использует имена реальных людей, при этом весьма вольно обращаясь с историческими фактами.
Основная сюжетная линия картины – пресловутые германские дотации Ленину. Были они все же или нет? По поводу наличия немецких денег и их использования большевиками повторяться как-то неохота, все сказал в «Троцком», но если в двух словах: крайне маловероятно, чтобы настоящий революционер отказался от финансирования. Из какого бы источника оно не происходило.
При этом, как и постановщики «Троцкого» создатели «Демона» твердо уверены в определяющей роли личности в истории, не уделяя внимания ничему, кроме социалистических лидеров. Захотелось Парусу революцию «замутить» — срубил «баблишка» с фрицов, соблазнил невинного Ильича, деньгами всех засыпал – и пошла жара. Предпосылки? Исторические закономерности? Роль случая? Нет, не слыхали. А то, что не срослось в 1916-м – так это нерешительный вождь большевиков подкузьмил.
Действия в ленте обмаль, зато разговоров от пуза, практически все время посвящено переговорам, построению планов, коротким флешбэкам в прошлое героев. А также шпионским игрищам и попыткам российских контрразведчиков поймать за хвост неуловимого Парвуса с его агентами.
При такой конструкции ленты огромная ответственность ложится на плечи актеров. Точнее двух центральных персонажей, ведь из второстепенных особо выделить некого. Линия Мезенцева-Рудневой (Матвеев («Контрибуция») — Андреева («Метод») вялая, как тот Восток, актеры деревянные и отработали на весьма среднем уровне. Балуева мало. Остальные большевики невзрачные, фрицы невозмутимые. Разве что отношения Крупской и Арманд стоят немного зрительского внимания.
Федор Бондарчук («Адмирал», «Белая гвардия» , «Сталинград», «Притяжение»), особенных лицедейских подвигов не показал, но и ниже определенного уровня не опустился, лениво играя вариацию эдакого идейного сноба-сибарита со странной осанкой. Немного нервического, слегка фанатичного, изрядно надменного и авантюрного, при этом далеко не глупого, весьма хитрого и харизматичного.
А вот Евгений Миронов («Пепел» , «Время первых») в роли Ленина откровенно порадовал. Плюс, что добавляет в блюдо остроты, нам показывают Ульянова в эмиграции, еще до большевистских успехов 1917-го. В то время, когда ничего не было решено, а Лени был лишь одним из многочисленных теоретиков социализма. Ильич в исполнении Миронова временами напоминает о своих многочисленных воплощениях времен Союза, выступая эдаким добрым дядюшкой и третейским судьей. Иногда работает отцом родным для ближайшего окружения. Временами становится вплотную ближе к народу, прихлебывая супчик, моя посуду и дежуря на кухне студенческой столовой. Сомневается в избранном пути и активно борется с этой слабостью. Отпускает меткие фразы, претендующие на роль афоризмов. Активно лавирует между многочисленными политическими Сциллами и Харибдами, стараясь не оказаться скомпрометированным. Пытается совместить двух женщин – Крупскую и Арманд. Мы даже увидим (т-с-с!) поцелуй в исполнении будущего вождя революции. Несколькими словами демонстрирует неплохие мозги, убойную целеустремленность и фанатичную жестокость настоящего революционера. На равных участвует в игре самых крупных пауков в банке эмиграции. Могу ошибаться, но настолько многогранного Ульянова в одном фильме, пожалуй, еще не показывали (знатоки ленинианы, если что поправят).
«Демон революции», опять же, как и «Троцкий», создает очередную конспирологическую легенду. О вершителе судеб, падшем демоне Парвусе и его ключевом влиянии на революцию. Об интригах, кипящих вокруг социалистических лидеров. Об Ильиче, которому не чуждо было ничто человеческое, включая интрижки. О марионетках – жителях Российской империи. О туповатых, но верных родине контрразведчиках. О том, что массы ничто, а личность все.
Создание легенд — дело ненаказуемое, мифов у нас и так выше крыши — вся история из них. Но к настоящему пониманию того, что же именно произошло в 1917 году, «Демон» не приблизит вас ни на шаг.
Эрго. Шпионский, разговорный, камерный триллер о сером кардинале Парвусе и немецких деньгах для Ильича, с хорошей ролью Миронова и свободным обхождением с фактажом.
Режиссер: Владимир Хотиненко
В ролях: Евгений Миронов, Федор Бондарчук, Дарья Екамасова, Виктория Исакова, Паулина Андреева, Максим Матвеев, Александр Балуев, Юрий Маслак, Дмитрий Лысенков, Филипп Рейнхардт, Арсений Сидоров, Юрий Уткин