Девушка, которая застряла в паутине (The Girl in the Spider’s Web), 2018

Супергероиня с татуировкой дракона, или Остросоциальный коктейль на шведском столе

Хакерша Лисбет Саландер (Фой), скрашивающая свой досуг наказанием мужей, плохо обращающихся с женами, получает необычный заказ от ученого Франса Болдера (Мерчант). Тот поручает Лисбет выкрасть из американского АНБ компьютерную программу своей разработки.

Программу, способную перехватывать управление любых баллистических ракет на Земле. Франс вдруг осознал, что такое могущественное оружие негоже оставлять в руках добрых парней из цитадели демократии, и решил уничтожить свое детище.

Однако «не так сталося як гадалося». Оказывается «Файервол» Болдера интересует не только американцев. Но и мощную преступную группировку «Пауки», вступившую в схватку за похищенную Лисбет программу. Теперь Саландер предстоит не только решить коллизию с «Файерволом», спасти сына профессора Августа (Конвери) но и разобраться с давно, казалось бы, похороненными тайнами собственного прошлого.

 

Трилогия шведского писателя Стига Ларссона «Миллениум» о Лисбет Соландер стала одним из известнейших литературных произведений, написанных в этой северной стране, собравшей немало престижных премий и изданной миллионными тиражами. Не прошли мимо феномена и кинематографисты. Помимо шведских фильмов была и голливудская экранизация первой книги трилогии под названием «Девушка с татуировкой дракона» (http://perekat.kiev.ua/девушка-с-татуировкой-дракона-рецен/ ) с Крейгом-Бондом в роли Блумквиста (дословный перевод названия первой книги — «Мужчины, которые ненавидят женщин»). Казалось бы логично снять продолжение трилогии. Однако вместо этого киношники решили экранизировать роман Давида Лагеркранца, написавшего (дописавшего) еще две книги о Лисбет после смерти Ларссона в 2004 году от инфаркта.

Если у Ларссона нас ждали неторопливые, антуражные, мрачные «шведские» детективы с интересными, психологически достоверными образами, то Лагеркранц предоставил нам шпионский недобоевик-полутриллер «на злобу дня».

Лента вышла съедобной, но шаблонной, далеко небезгрешной и жутко, прям таки нарочито остросоциальной. Такое впечатление, что постановщики с ходу нацелились на активное участие в оскаровской гонке. Судите сами, на нас одновременно вывалят тему феминизма, секс меньшинств, насилия над женщинами, насилия над детьми, психических расстройств, детей-аутистов, киберпреступлений, угрозы миру от ядерного оружия, новейших разработок инфантильных ученых, способных обрушить устоявшуюся мировую систему, сражения государств за передовые технологии на невидимом фронте. Даже не знаю, что они упустили. Может угнетение негров? Так для Швеции не особо актуально.

Плохим фильм назвать нельзя, хорошим тоже. Интересные визуальные решения, приятный саунд, приемлемая динамика, разнообразные драки с участием подучившейся кунг-фу Лисбет, автомобильные и мотоциклетные погони, езда по льду, наглые бандиты, снайперская стрельба «по пеленгу». При этом картину нельзя назвать ни боевиком (для этого недостаточно экшена), ни детективом (почти отсутствует расследование), ни триллером (маловато напряжения). Это такой своеобразный миксовый коктейль на злобу дня, остросюжетная семейная драма, профессионально сверстанная, шаблонная, откровенно не дотягивающая ни до шведской, ни до американской экранизации предыдущих приключений Лисбет.

Персонаж Клер Фой («Человек на Луне») сам по себе сыгран неплохо, но не идет ни в какое сравнение с Соландер в исполнении Руни Маара из экранизации 2011 года. Там был практически шедевр, здесь нервная, потерянная девица, активно лезущая в дела социума. Да с психическим расстройством, и мощной психотравмой, но при этом нагловатая и чересчур самоуверенная, ставшая эдаким Бетменом в юбке (пардон, штанах), мстителем для рукоприкладствующих мужей. Здешняя Лисбет изрядно крута, решает проблемы больше силой, чем интеллектом. И, несмотря на линию с отцом, ее образ на порядки хуже раскрыт, чем в шведской ленте или ремейке 2011. Да, у нас есть информация о ее детских неурядицах, но затем следует огромнейшая пропасть в полтора десятилетия. Как она стала такой, какой нам ее показывают сейчас? Как дошла до идеи податься в супергероини? Что происходило в ее жизни? Если зритель не знаком с предыдущими книгами или фильмами, личность Лисбет так и останется для него во многом загадкой. Не говоря уже о Блумквисте.

Любопытен образ Камиллы (Хукс («Бегущий по лезвию 2049»). Психопатка, натуральная диссертация по психиатрии (© Катерина), человек, уничтоженный психически собственным отцом. Бездушное, аморальное существо. Казалось бы, почему не сыграть это образ более ярко и эксцентрично? С другой стороны, как правильно заметила Катерина, а с чего человеку, для которого убийство абсолютно нормальный, обыденный способ решения проблем, особо эксцентричить? Мы же не эмоционируем, когда убираем в квартире? А вот внешне типаж сделан отлично.

Неплох ребенок-индиго в исполнении Кристофера Конвери.

Позабавил «прогиб» перед США, точнее перед АНБ, любой «ботан» из которого (да я помню об его армейском прошлом) может предпринять секретную операцию в духе Бонда в любом уголке мира.

А что же Блумквист, второй главный герой книг Ларссона, на котором в трилогии «Миллениум»  держится аж никак не меньше сюжетных завязок, чем на Лисбет? Блумквист в фильме почти не фигурирует, появляясь на экране «для мебели». Фактически постановщики самостоятельно уничтожили одну из двух основных опор своей работы.

В картине преступно мало Швеции. Лишить зрителя нормального количества природных и городских красот, создающих холодную северную атмосферу, как например в той же в экранизации Дэвида ФинчераИгра», «Охотник за разумом»), или незабвенном скандинавском «Мосте» — сродни преступлению.

Прилично сюжетных несостыковок и просто нелепых ходов («занюханный» Лисбет антидот в ванной вне конкуренции). Начиная от жены в начале, терпеливо сносящей побои от мужа и не «стукнувшей» в полицию даже после того как Лисбет одарила ее финансами (и это в Швеции, где садят мужиков за любой чих в сторону супруги!!). Продолжая абсолютно «гениальными» действиями Пауков, устраняющих главную необходимую им фигуру, полагаясь на персонаж, из-за своих особенностей способный намертво замкнуться, нарисовав этим злобным бандюганам огромный кукиш. Да и коварная тетечка-заказчик, безоглядно доверяющая психопату, вызвала изрядное недоумение: подстраховаться слабо было? Ну и конечно всемогущие хакеры, взламывающие на щелчок пальцев что угодно, от любых автомобилей и системы жизнедеятельности аэропорта до АНБ умилили.

Эрго. Слабенькая экранизация слабенькой книги про Соландер, ставшая остросоциальным миксом на злобу дня из кучи жанров. Есть любопытные моменты, но «проколов» на порядки больше. Лучше лишний раз пересмотреть ленту Финчера.

Режиссер: Федерико Альварес

В ролях: Клер Фой, Сверрир Гуднасон, Бо Гадсдон, Сильвия Хукс, Лакит Стэнфилд, Карлотта фон Фалькенхайн, Стивен Мерчант, Кристофер Конвери, Сюннёве Макоди Лунд, Клас Банг, Камерон Бриттон, Вики Крипс, Андреа Пежич, Фолькер Брух, Микаэл Персбрандт, Томас Вингрих, Андреас Тиц, Паула Шрамм, Пол Сверре Валхейм Хаген

 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.