Джим Батчер «Гроза из преисподней». — М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2010 г. (Серия: Досье Дрездена)
Волшебный сыск Гарри – недорого, действуют скидки, или Поттер? Не знаю такого
В жизни Гарри Дрезден повидал всякое. Он был, когда свидетелем, а когда и участником событий столь жутких и невозможных, что, казалось бы, обычное убийство вряд ли способно вывести его из себя.
Но не в этот раз. Правда и убийство обычным назвать было трудно.
Кто такой Гарри Блекстоун Копперфилд Дрезден?
Полицейский подумали вы, или частный детектив. Кто еще частенько имеет дело с трупами?
А вот и нет.
Гарри Дрезден – чародей. Не какой-нибудь шарлатан, или ярмарочный фокусник. А самый настоящий маг. Единственный открыто практикующий волшебник в США. У вас проблемы, связанные с паранормальным? Вам сюда. Больше вам все равно никто не поможет. Остальные скорее глотку вам вскроют.
Но не стоит считать, что у чародея жизнь райская. Основная проблема, как и у нас – финансы.
Как, спросите вы, а магия?
А она ограничена Семью Законами. За которыми следит Белый Совет. А у него на Гарри имеется зуб. Во-о-о-от-такенный!! И ходит наш чародей под Дамокловым Проклятием. И таскается за ним недоброжелательный Надзиратель. И…
А тут еще это убийство. Мало того, что погибший — человек Джонни Марконе. С этим типом неохота связываться даже чародеям. Вторая жертва работала на некую Бьянку, в некотором роде вампиршу. А уж способ, которым их отправили на тот свет…
По всему выходит, что без магии здесь не разберешься. Но стоит Гарри дать хоть малейший повод, манюсенькую зацепочку, позволяющую обвинить в нарушении Законов, и его жизни придет конец. Уж об этом Совет позаботится с особым удовольствием.
Дебютный роман американского писателя Джима Батчера («Фурии Кальдерона«) о Гарри Дрездене Storm Front, увидел свет уже больше десяти лет назад, в 2000 году. С тех пор на счету Джима полтора десятка романов о приключениях волшебника из Чикаго, и некоторое количество рассказов и комиксов на ту же тему. Не считая фентезийного цикла «Кодекс Алеры».
Все это время Батчер стремится написать «идеальную историю». «Такая история абсолютно правдива, заставляет вас смеяться и плакать и, когда все страницы прочитаны, оставляет в душе чувство удовлетворения».
Сам автор пока не считает свои книги близкими к идеалу («я так и не написал еще своей «идеальной истории». Но может быть ею станет следующий роман. Или тот, что после него…»), но качественный мистический детектив на его счету уже есть.
Впервые я познакомился с Дрезденом в одноименном сериале (в главной роли Пол Блэкторн). Очень милый, слегка архаичный проект, не проживший дольше одного 12-серийного сезона (на удивление много неплохих многосериек сворачиваются слишком рано. Вспомнить хотя бы «Лунный свет» и «Визитеров»).
Мистический детектив вообще очень благодарный жанр. Он сливает в экстазе читательские аудитории любителей расследований и потусторонних историй. Тем удивительней, что так мало авторов пашут эту благодатную почву. Глен Кук с Гарретом, Саймон Грин с Тейлором, а больше навскидку никого и не упомнишь.
Нашего сегодняшнего героя можно назвать сыщиком. В те моменты, когда он напрягает извилины, собирая информацию, делая выводы и разгадывая загадки. А можно и алхимиком, готовящим эликсиры, зелья, использующим амулеты, наполняя их своей энергией. Можно заклинателем/визардом, в те моменты, когда он, направляя свою энергию, выкрикивает чеканные латинские слова.
Кем он точно не является – это классическим магом. Ну, знаете, окладистые бороды, файерболы из глаз, ледяные стрелы из… пальцев.
Система волшебства у Батчера состоит из многих элементов. Например: знание и использование истинных имен, которыми обладают все в этом мире (здравствуй, Гед Перепелятник). Теория магического круга, устанавливающего рамки для некоего действия. Томатургия – вливание энергии в нечто, случившееся в мелком масштабе и повторение этого в крупном (привет, куклы Вуду). Алхимия (отнимающая львиную долю времени) – приготовление эликсиров, состоящих всегда из восьми (но всегда разных) ингредиентов. Ну и конечно, заклинания «на ломаной латыни», позволяющие волшебнику лучше контролировать свою силу.
Здешние маги, преображая и используя энергию (в первую очередь свои эмоции), никогда не забывают и о заветах старого доброго Папюса с его ритуалами.
Собираясь на опасную прогулку, Дрезден увешивается загодя подготовленными амулетами и заговоренными штуками, как новогодняя елка, затем наполняет карманы эликсирами, и только потом берет в руки серебряный нож, трость, жезл или посох.
Не скажешь, что Батчер открывает магическую Америку, но сплетаются эти элементы в его мире весьма не противоречиво и гармонично.
Не забываем о существовании Законов Магии, за соблюдением которых надзирает загадочный Белый Совет. В частности, первый Закон запрещает использовать магию, чтобы наносить вред другому. А четвертый — использование истинного имени смертного для призывания и сковывания чарами в собственных интересах.
Десертом в колдовской системе мира выступает слабая совместимость чародеев с электронными устройствами, типа компьютера, магнитолы и даже телефона. Способность волшебников прозревать душу живущего через ее зеркало. Глаза, то бишь.
А также новый наркотик, по слухам способный открывать у обычного человека Внутреннее Зрение.
Главных героев в первой книге немного. Основной естественно старина Гарри. Единственный открыто практикующий ведун в городе (а то и в стране). Пошедший ради этого на конфликт с собратьями. Нежелательная фигура в обществе волшебников. Чуть старомодный, высокий, худой, жутко галантный мужчина, воспитанный в духе того времени, когда ко всем женщинам относились как к леди. Умен, привлекателен, добродушен, верен слову. Что становится чаще всего недостатком, чем достоинством.
Начальник отдела специальных расследований центра Чикаго лейтенант Кэррин Мёрфи. Одна из постоянных работодателей Дрездена (как консультанта полицейского управления). Женщина, допустившая существование сверхъестественного, и почти принявшая это самое существование. Боец, пробившая себе дорогу в мужском мире, ставшая Дрездену если не настоящим другом, то очень важным партнером.
Сьюзен Родригес репортер в Чикагском «Волхве», эротическая провокаторша, потрясающе красивая журналистка, постоянно пытающаяся развести Гарри на информацию.
Дух воздуха Боб, заточенный в старинном черепе, и работающий при Дрездене чем-то вроде саркастичного архива.
Надзиратель Морган, чародей, следящий за соблюдением Гарри Законов Магии (по поручению Совета), и не испытывающий к нему ни малейших дружеских чувств. Мягко говоря.
И, конечно же, огромный кот Мистер, отцом которого была не то рысь, не то пума.
Вокруг этих персонажей и раскручивается пружина расследования ужасного двойного убийства.
Детективная линия вполне логична, корректна, неплохо продумана и тщательно подвязана. Но так как детектив у нас cмешанный, то Гарри недостаточно просто найти убивцу.
Ему придется самолично ставить точку в этой истории. В условиях, когда на него ополчится практически весь мир.
Финал книги, кстати, вышел особенно заводным. Батчер, соблюдая все каноны драмы, буквально не дает читателю вздохнуть, бросая героя по волнам очень жестких перипетий.
Не знаю, удалось ли Батчеру удержать планку на протяжении следующих полутора десятков томов, но скорее всего, соберусь это выяснить.
Эрго. Удачное детективно-городское фентези с привлекательным героем, весьма бережно относящееся к законам драматургии. Вкусно.
P. S. С четвертой книги автор обещает вывалить на голову героя настоящие проблемы.
Бедный Гарри.