Роберт Джексон Беннетт «Город клинков». — М.: АСТ, 2019 г. (Серия: Шедевры фэнтези). Второй роман цикла «Божественные города».
Операция под взором Войны, или Апокалипсис мечей
Генерал Турин Мулагеш не собиралась возвращаться на службу. Отставка и никаких гвоздей. Хватит, пора отдохнуть от собственного бессилия и тщетных попыток что-то исправить. Однако в результате предложения, от которого сложно отказаться, Турин приходиться вновь окунуться в бурные воды континентальной политики.
И уже не в качестве губернатора, а в роли натурального шпиона.
Ведь мало того, что в городе Вуртьястан — некогда оплоте богини войны, найден загадочный металл с потрясающей электропроводимостью. Вдобавок пропал агент, посланный туда с целью выяснить природу таинственного материала. И, возможно, тут не обошлось без вмешательства существ, которые, как хотелось бы верить, все же мертвы.
Первая часть (http://perekat.kiev.ua/город-лестниц-беннетт-divine-cities/) «Божественных городов» стала одним из самых интересных открытий 2017 года, подарив неординарный мир, приятного персонажа и качественную интригу. Продолжение цикла вышло не хуже, продолжив знакомить нас с городами Континента, лишившегося Богов.
Главной героиней продолжения назначен персонаж, с которым мы уже знакомы по дебютному роману. Железный полковник, а нынче генерал Турин Мулагеш. Она достойно подхватила эстафету у Ашары Комайд, занявшей пост премьер-министра Сайпура, и вышла не менее интересной и проработанной, чем ее предшественница.
Перед нами уже не бодрая и полная сил губернатор-вояка из «Города лестниц». Потеря руки серьезно сказалась на Турин. И медовый месяц с новым премьером долго не продлился. Однако характер остается характером, и глушить вино литрами, да постреливать из арбалета по местным идиотам Мулагеш быстро надоедает. И вот она снова в деле. Причем в образе, который раньше на себя не примеряла. Но как говорится, талантливые люди талантливы во всем. Работу агента Турин исполняет со всей ответственностью. И неплохим результатом. Одновременно автор раскрывает нам прошлое персонажа. Мы увидим, как появилась та ироничная, циничная, грубая, по-солдатски прямая Мулагеш, которую мы знаем. Поучаствуем в пресловутом Желтом походе, переломившем ход последней войны. Походе, о котором не принято вспоминать. Кровавом походе, чьим непосредственным участником была юный сержант Мулагеш.
Еще одним приятным моментом стало отсутствие романтических терзаний главной героини. Что с одной стороны логично: «я старый солдат, я не знаю слов любви», Турин аж никак не юная девочка, а старый профессиональный вояка, а с другой чертовски неожиданно: чтобы отыскать фентези без любовных линий, читателю надо постараться.
Сменилось и место действия книги. Престол мира остался далеко за горизонтом, и мы оказываемся в городе богини войны. Сперва кажется, что Вуртьястан выглядит бледнее, чем Мирград. Меньше ярких особенностей, меньше ощущения присутствия божеств, попросту меньше описаний города (особенно если учесть, что предместья и изрядная часть старого Вуртьястана под водой, от города немного осталось). Но затем понимаешь, что, наверное, это неизбежно – Престол мира такой один. А у города Вуртьи имеются свои любопытные особенности. Сейчас тут откровенный фронтир – местные племена воюющие друг с другом и сайпурцами, создают из Вуртьястана смесь Дикого Запада, колониальной Индии и Афганистана. Политические дрязги, ритуальные убийства, ссоры и угрозы. Веселенькое место.
Параллельно Роберт продолжает знакомить читателя со своим миром. Шлейф роли у локации «Городов» богатый и наполненный. Беннетт буквально парой фраз, несколькими мазками рисует картины, дополняющие, раскрывающие мир и погружающие нас в прошлое «Божественных городов». Тексты Паньюя. Мемуары из былых времен и воспоминания современников. Цитаты из божественных книг. Использование «литературных первоисточников» — умелый ход. Причем по хорошей традиции внимание автора уделяется не только Континенту, но и Сайпуру. Мы видим, что усилия Шары не приносят серьезного результата (хотя те же Светские уложения отменены) и ее планы о сотрудничестве с Континентом остаются во многом прожектами. В Сайпуре хватает тех, кто выступает против новых инициатив премьера. Ее работа по восстановлению Континента, мягко говоря, непопулярна. Нет уж, говоря они, пусть гнобители получат по-полной. Конфликты межрасовой психологии интересуют Беннетта по-прежнему.
Второй ключевой темой романа стала война, ее последствия для тел, разумов и душ. Все же не зря действие книги происходит в городе той, кто покровительствует всем сражениям и бойням мира.
Основная линия «Города» связана с таинственным, любящим электричество металлом, попытками разобраться в его природе (как минимум: он проводит электричество или генерирует электроэнергию?). И какие у него еще неожиданные свойства? Плюс очень скоро появляются новые стороны, заинтересованные в тинадеските.
Вплотную к этой теме прилегает детективная линия «Города клинков». Исчезнувший агент. Пропавшая взрывчатка. Таинственные убийцы. Кстати заметим, что уже вторую книгу активное участие в происходящем принимает мертвец. В первом томе это был Ефрем Паньюй, с его текстами, шикарно дополняющими историю мира, исследующими религию и образ жизни Континента (автор не лишит нас этих информативных врезок и во второй книге). Здесь это растворившийся в небытие агент Сумитра Чудри, по следам которой идет Мулагеш.
Интересна линия с развитием северян. Дрейлинги уже не те, что прежде. Пиратские королевства остались в прошлом, а на их месте выросли зубастые, продвинутые Соединенные Дрейлингские Штаты, стремящиеся войти в «клуб великих держав». Возникшие понятное дело не без участия Сигруда (он, кстати, станет главным протагонистом третьего тома трилогии) и его супруги, оказавшейся пробивной барышней. Причем в первой трети «Города клинков», неистового варвара, представляющего собой натуральный плод союза рояля в кустах и бога из машины, мы не увидим (да и потом его влияние на события поменьше, чем в первой книге). Что даже приятно. Пускай уж протагонистка для разнообразия попробует справиться с проблемами своими собственными силами, не опираясь на дружеское северное плечо. Но представителя семейства Харквальдссон автор нам обеспечит. Место папаши в дебюте заняла его дочь Сигню – главный инженер Южной Дрейлингской компании, возводящей гавань в Вуртьястане. Оказывается, до этого на Континенте был лишь один (!) международный незамерзающий порт. Как то не очень дальновидно.
Изначальные Боги вроде как окончательно мертвы (понятно, кроме одной), особенно после геройств Шары. Но без Древних, Небеснейших, Изначальных мы не останемся.
Нас ждут масса воспоминания о Вуртье и ее последователях, при этом другие Божества остаются за кадром. Но прошлое — это отнюдь не все. Ведь божественный слой реальности — он такой загадочный.
А вот анахронизмами, типа «теперь такое в тренде», автор злоупотребляет по-прежнему. Но то такое.
Да, структурная схема второго тома весьма похожа на схему дебютной книги трилогии. С неторопливым развитием, непременным «промежуточным боссом», вспышкой экшена после экватора, паузой перед ударным божественным финалом. Но «фича» это или «баг» — решать вам.
Эрго. Приятное продолжение одной из лучших фентези 2017-го. Крепкая протагонистка, продолжающий раскрываться перед нами интересный мир, качественная интрига. Разве что за структурный самоповтор можно Беннетту слегка попенять.
Обзор третьей части трилогии здесь http://perekat.kiev.ua/city-of-miracles-город-чудес-беннетт-фентези/