Сьюзан Деннард «Видящая истину». — М.: АСТ, 2016 г. (цикл Код магии/Колдовские земли, часть 1)
Ведьмины байки, или Земля, переполненная магией
Ведьма истины Сафия фон Хасстрель и ведьма нитей Ноэль де Миденци хотели всего лишь добраться до уютных островов нубревенцев и жить там тихой и спокойной жизнью.
Но сперва неудачное ограбление принесло им вместо денег пристальное внимание абсолютно невозможного и жутко опасного существа – натурального Ведуна крови. Затем дядюшка Сафи втянул племянницу в интриги, закручивающиеся вокруг подписания нового Двадцатилетнего договора. А Ноэль пришлось вернуться туда, откуда она бежала маленькой девочкой под градом камней.
Теперь они обе оказались втянуты в игру, где на кону стоят судьбы трех империй и возобновление старой кровопролитной Великой войны.
И что на этом фоне жизни двух девушек, даже если одна из них редчайшая ведьма истины?
Американка Сьюзан Деннард никогда не стремилась стать писательницей. Морская биология и борьба с браконьерством – вот стезя, по которой собиралась двигаться юная Сюз. Однако потом пришла любовь, причем не к зведнополосатому соотечественнику, а вовсе даже к французскому гражданину. Затем переезд на родину мушкетеров и шампанского. Отрезанная от любимых южных штатов и рыб Сюз избрала себе новое занятие. Писательство. Ее первый роман увидел свет в 2012, и был посвящен «живым мертвецам, духам и любви». Следом Деннард принялась за подростковое фентези, открыв романом Truthwitch новый цикл — тетралогию «Код магии».
Романом далеко не идеальным, но вполне интересным, по крайней мере, в своей жанровой нише.
В первую очередь интересным разнообразием магий, которымы автор наделила свой мир. Она не удовольствовалась стандартными стихийными практиками, хотя даже на них Сьюзан местами глядит с не самой популярной и распространенной точки зрения. Ведуны Земли, к примеру, не только заботятся об урожае, но и могут на корню извести вражескую почву, оставив противника без еды. Воздуха — не только надувают паруса кораблей, но и лишают противника кислорода в легких. И даже Огонь не только занимается своим непосредственным делом – разрушением, но и исцеляет болезни связанные с мышцами. «Видящая истину» также радует читателя ведунами эфира, воздействующими на разум, голоса – работающими аналогами телефонной связи, стекла – трудящимися над изделиями из этого материала, ведунами железа, яда, флоры. Да практически чего угодно! Но больше всего раскрыты умения, представленные главными героинями. Магия истины – эдакий детектор лжи, волшебным образом определяющий лукавит собеседник (или сам владелец дара), или говорит правду. Очень полезно при азартных играх – доказано дядей Эроном. Это умение не всегда работает корректно – например, если человек верит в собственное вранье, или искренне передает неправдивую информацию, магия может и подвести. Но даже несмотря на эти ограничения, Ведьмы истины считаются жутко ценным штучным товаром.
Интересен и дар Ведьмы Нитей, видящей эмоции других людей, возникновение и разрушение отношений, постоянно знающей, что чувствует человек каждую минуту. Жаль, следующий напрашивающийся этап – влияние на эти самые нити, раскрыт пока слабовато, по крайней мере появляется обоснование отношения всего мира к номаци, и то хлеб.
Также стоит отметить и магию Пустоты – ведун крови, способный вычленить запах алой влаги конкретного человека на большом расстоянии, способный влиять на людей через их кровь, останавливая самых могущественных магов. Ведун, чьи раны затягиваются на глазах, и убить которого можно лишь отрубанием головы. Местные Маклауды, с расширенными способностями, одним словом.
И это далеко не все. Что не удивительно, ведь колдовские способности встречаются у очень многих из жителей этого мира. Аристократы в отрочестве поголовно проходят магический экзамен, определяющий наличие магии, а также их потенциал. Да, большинство признаются «стихийно бессильными», а из оставшихся далеко не все становятся полноценными ведунами, но все равно количество магов на квадратный метр во вселенной Деннард поражает. Плюс существует еще и такая неприятная штука как Разрушение — когда магия так разрастается, что начинает вредить не только своему носителю, но и окружающим.
К миру, где происходит действие, вопросов побольше. С какого перепугу при таком магическом изобилии некоторые государства ввели запрет на определенные виды колдовства? Как у них так быстро «небольшой береговой народец» построил полноценную империю? Почему при наличии пороха, пушек и даже револьверов (!) ими никто не пользуется. Из пушек хотя бы разок выстрелили где-то за кадром, а во время рукопашных стычек все принципиально применяют лишь холодное и метательное оружие. Да и анахронизмы, типа «саммита» несколько режут слух.
Порадовало разве что внимание к проблемам гордых малых наций, оказывающихся не в силах противостоять политическим гигантам этого мира. Отношение к номаци, эдакий вариант наших цыган, с доведенным до абсолюта негативным восприятием их остального мира (номаци законодательно приравнивают к животным, и это еще в лучшем случае!). Да морские лисицы – странноватые водные создания, которых гордая парочка рубала мечами прямо с палубы.
В общем, мир у Деннард проработан на порядок слабее, чем магическая система. Еще одним недостатком книги становится поражающая наивность и инфантилизм, периодически проявляемые почти всеми героями. Понятно, что фентези подростковое, но все же. Не может быть, поражается одна – император (читай, политик) обманывает своих подданных! Говорит, понимаешь одно, а сделать хочет другое! Открытие, достойное нобелевской премии, блин. Как же мы можем возвращаться к пиратству! – восклицает другой, это же неблагородное воровство! Ах какой подлый дядя! – опять принимается за свое первая, он скрывал от меня, 11-летней пигалицы, информацию о своих планах, кругом одна ложь!
Это при том, что в остальном персонажи вышли у Сьюзан вполне вменяемыми.
Сафия – Человек действия, не умеющий планировать. Эгоистичная мизантропка, думающая лишь о себе и подруге. При этом не злая, не подлая, просто заботящаяся лишь о себе и ближнем круге. Как подавляющее большинство людей. Причем постепенно персонаж развивается, начинает замечать проблемы других, более внимательно относиться к окружающим.
Ноэль – представительница народности номаци, считающейся во всем мире париями, привыкшая с самого детства скрывать свои волосы и происхождение. Классическая «вторая» – дополняющая и усиливающая свою подругу. Она, наоборот, берет планированием и не терпит импровизации.
Обе сильные барышни, отлично владеющие оружием и умеющие за себя постоять. Никаких трепетных ланей – чуть что в морду, или ножиком по горлышку. Но даже они не устоят перед романтическими чувствами.
За них отвечает Мерик Нихар, принц Нубревены – юный, честный, влюбленный. Вдобавок еще и о народе своем заботится со страшной силой. Есть также намек на любовный треугольник, куда ж без него, но пока весьма вялый.
Причем Деннард не стала бросать Сафи и Меррика в объятья друг друга сразу, а обеспечила им солидную головную боль, обозначив с первой встречи их весьма непростые отношения.
Ноэль пока осталась без сердечного друга, хотя у нее есть все шансы поиметь роковую страсть с врагом.
Позабавил Ведун крови – супербоец, выпускник местного аналога Шао-Линя, регулярно шинкуемый барышнями в лоскуты. Что поделаешь, если на тебе надет постоянный healing высочайшего уровня, кто угодно расслабится. Плюс ценно, что в существе, изначально поданном как откровенный злец, читатель постепенно открывает вполне положительные черты.
Действие начинается без раскачки и особых вступлений, с ходу. С героинями и миром приходится знакомиться уже в процессе. Стычки перемежаются внутренними монологами героинь, историческими экскурсами и зарождением возвышенных чувств.
Приятно много намеков на обширность мира, забрасываются любопытные «манки» на продолжение, типа аритванского короля-разбойника, армии разрушенных, нового появления Кар-Авена и т.п.
В общем, как на меня плюсов больше минусов, и хотя продолжение я ждать вряд ли буду, за Truthwitch вполне можно отдохнуть от серьезной литературы, не особо жалея при этом о потраченном времени.
Эрго. Вменяемое подростковое героическое фентези, способное порадовать магической системой и персонажами. А вот наивности можно было бы поменьше, да и над миром не мешало бы поработать тщательнее.