Бессмертный киберпанк, или Дело последнего энвоя
Далекое Будущее. 2384 год. Сейчас, чтобы умереть, человеку нужно хорошо постараться. Ведь уже сотни лет каждому гражданину вживляют стек — имплант, хранящий его личность, сознание и память. Имплант который потом можно пересадить в другую оболочку.
Такеси Ковач (Киннаман) не рассчитывал вернуться к жизни. Слишком тяжелое прошлое было у последнего энвоя, слишком много смертей на его совести. Однако, что случилось, то случилось. Такеси получил новое тело. Взамен ему поручают отыскать убийцу Лоренса Бэнкрофта (Пьюрфой) – одного из богатейших людей на земле. Бэнкрофт был крайне удручен потерей одного из своих тел. А точнее тем, что не мог понять, что же именно произошло в его особняке, и кого можно винить в собственной смерти.
Такеси берется за дело и выясняет, что в нем замешаны те, кого он уже давно считал мертвецами, умершими настоящей смертью.
«Видоизмененный углерод» Ричарда Моргана (http://perekat.kiev.ua/видоизмененный-углерод-морган-р/ ) был мощным и жестким киберпанковским детективом вполне достойным экранизации.
Сперва появилась идея создать полнометражное кино, но позднее остановились на формате сериала. Волынка с постановкой тянулась весьма долго, пока за дело не взялся Netflix. Но и ему понадобилось два года, чтобы перенести на экран мир, созданный Морганом.
Получилось приятно, хотя отличий от книги хватает. Но они практически не портят впечатление от проекта.
О различиях поговорим позднее, а начнем с сильных сторон сериала.
— Атмосфера. У постановщиков получился весьма впечатляющий киберпанк. Огромные спутники, висящие над далекими планетами. Частокол высоченных небоскребов, вонзающихся в земные небеса. Аэриум (почти Элизиум ) — заоблачные и роскошные башни-жилища мафов, парящие высоко над грешной землей. Копошащиеся у подножья небоскребов муравьи-люди, окруженные вездесущей и агрессивной рекламой. Один из известнейших мостов Земли, застроенный контейнерами и хибарами. Забавные воздушные автомобили. Трубы для общественного транспорта, висящие над улицами. Декадансные апартаменты ИИ-отеля. Искуственные интеллекты высочайшего уровня. Непременные злачные места, бордели, рынки и запруженные народом улицы. Сумрак и дождь. Технологии пересадки личности в новые оболочки. Конторы по производству разнообразнейших клонов. Погружение в яркие лабиринты людского сознания.
Безусловно, возникают ассоциации с тем же «Бегущим по лезвию 2049» , но в фильмах киберпанковского поджанра некая схожесть, пожалуй, неизбежна.
— Картинка сделана откровенно «по богатому» (70 лимонов как-никак). Зрелищные, кровавые драки и перестрелки. Бои в невесомости. Панорамы ночного города и неведомых планет. Объемная реклама, бросающаяся на прохожих, позабывших о блокировщике. Интерьеры аэриума, наряды мафов и их развлечения. Наркотический угар протагониста и воспоминания о былом. Бесплатные тела, положенные по закону жертвам несчастного случая. Уставшие от жизни люди, пребывающие в хранилище и вселяющиеся в арендованные оболочки на праздники. Бабушка поселившаяся в байкере. Обнаженные женские тела. Разнообразнейшие тюнингованые пистолеты. Виртуальные допросы и пытки. Забавные нюансы мира, типа 1,6 процентов настоящих фруктов в конфете. В общем, на 10 часов зритель погружается в хорошо проработанный, полнокровный мир будущего.
— Интрига. Причем и для тех, кто читал книгу. Кто вообще эти самые энвои (гибрид галактических посланников и шарианских мучеников Десницы Господней?) Что за восстание? Кто такие Егерь и К. Фалконер, и откуда взялась она такая умная? Что за технологии пришельцев и таинственный китаец? Ответы на эти вопросы вы получите далеко не сразу. А уж, для тех, кто с романом Моргана не знаком, тут и вовсе на каждом шагу сюрпризы.
— Налет философии. За него отвечает призрак афроамериканки и просветленной гуру Куэллкрист Фалконер (замена Вирджинии Видауры?), от лица которой в основном будут доноситься до зрителя моральные воззрения и прочие идейные убеждения постановщиков. «Худшие чудовища те, которые мы приносим с собой», «Энвои берут что предложат», «Убиваешь оболочку, чтобы спасти жизнь», «Сила волков не в клыках и скорости, а в стае. Собирай стаю», «Может нам и дается одно тело, но тогда нужно им наслаждаться а не чувствовать себя в ловушке каждый миг», «Неважно как долго ты живешь — это всегда мало». Ну и конечно то, что бессмертие это зло. Есть мысли интересные, есть банальные, есть патетично-тупые, но все они придают сериалу некий ментальный шарм.
— Искусственный интеллект отеля «Ворон» — По. Абсолютно шикарный персонаж. Декадансный циник, одновременно стремящийся активно участвовать в жизни своих постояльцев. Плюс совет ИИ-отелей, как щепоть пряной приправы к блюду этого мира.
— Джеймс Пьюрфой («Джон Картер», «Последователи») также не подкачал. Его Банкрофт снобичен, самоуверен, нагловат, презрителен, временами безумен и вполне тянет на главного мафа Земли. Да, типаж весьма похож на Марка Антония из «Рима» и Джо Кэрролла из «Последователей». Похоже, Джеймса такое амплуа просто преследует.
Протагониста – Такеси Ковача – сложно оценить однозначно. Слишком уж невозмутим, крут и нагл. В отличие от книги, где он регулярно получал «люлей», невзирая на все свои навыки и умения, Ковач сериала практически непогрешим, особенно в первой половине проекта. Настоящий идейный мачо, брутальный до мозга костей, боец, которому сам черт не брат. Редкий хам, «тыкающий» всем независимо от возраста и положения. С другой стороны Юэль Киннаман («Убийство», «Девушка с татуировкой дракона», «Код доступа «Кейптаун», «Номер 44», «Робокоп», «Отряд самоубийц») играет человека измученного грузом лет, совести и воспоминаний, давно утратившего всех до одного близких людей. Человека, изрядно сомневающегося стоит ли ему вообще коптить небо. Да и качественный шлейф роли стоит занести герою в плюс.
Кстати, у книжного Ковача подобных проблем не было как класс (лишь обычное военное посттравматическое стрессовое расстройство), он всю жизнь до увольнения честно работал на Протекторат и моральными вопросами терзался слабо.
Что касается семейной линии, которой пронизана вторая половина сериала – ощущения двойственные. С одной стороны – она добавляет личностной мотивации Ковачу. Опять же лишний якорь нейтральному зрителю, мол, даже через три века семья останется важнейшим фактором, влияющим на действия почти бессмертных гомо сапиенсов. С другой – очередной кирпичик в стену упрощения книжного мира Моргана, еще одна примитивизация. Даже не знаю, потерял больше «Углерод» от этой линии или выиграл.
Теперь об остальных различиях с книгой. Галактических посланников в сериале нет вовсе. В утиль постановщики отправили фактически одну из основных связующих нитей Протектората. Единственную спецслужбу быстрого реагирования, без которой местным властям будет ой как непросто. Но это их проблемы. Взамен нам подарили Колониальный тактический атакующий корпус. По сути, слабое подобие левой руки. И этих самых энвоев. По ТТХ что-то весьма близкое к посланнику, по идеологии диаметрально противоположное. Не бездушные каратели, а наоборот идейные повстанцы. Любопытный ход, фактически не портящий ощущение от мира. Вот захотелось постановщикам добавить идеологического противостояния и вывести его чуть ли не на первый план. Имеют полное право.
А вот целую серию прошлому Такеси на родной планете постановщики посвятили зря. Пока шли короткие флеш-беки об обучении энвоев еще было ничего. Но когда целый час мы наблюдаем за повстанцами с их «гениальной» борьбой за человечность, становится откровенно грустно. Линия Крепости и прошлого Такеши стала одной из слабейших в сериале. Сопли розовые с сахаром. И активное попирание логики ногами. Что, простите, Протекторат отнял у Ковача? Возможность помереть от рук двинутого папани? Или прозябать на вершинах местного дна? Ну да с сестрой получилось неаккуратненько, косяк Егеря, но хватает ли этого для такой кардинальной смены стороны? Ах, бессмертие зло, даже лучшие его не выдерживают (это скромняга К. Фалконер по себе судит?), давайте вернемся к истокам. Вот людишки обрадуются. Ах, появятся те, для кого никто не указ, даже смерть. И сильно мафы «Углерода» отличаются от сегодняшних вполне смертных олигархов и политиков, для которых все остальные в лучшем случае скот и быдло?
Кстати, куда подевалось «инфракрасное зрение» нашего энвоя, показанное в первой серии? Разок что-то мелькнуло в финале, но абсолютно невнятно. А так по большому счету эту тему слили.
И это не единственный момент, заставивший покривиться. Часть идей и концепций романа создатели сериала упростили и подали более в лоб, понятнее массовому зрителю. Раз уж жилища противных мизантропских мафов – то белоснежные башни в небесах, парящие над грешной землей. Раз уж финал – так всем сестрам по серьгам, и ничего что абсолютно неправдоподобно. Да и оговорки у постановщиков имеются, хотя бы фраза Ковача: «Что с твоей женой? Умерла?». И это в мире, где умереть весьма непросто. Или к чему Ковачу было таскать с собой голову Димы, если стеки настолько легко вынимаются, как это показано в сериале?
Но наиболее ярко это видно в линии неокатоликов. В романе эта линия абсолютно техническая, ну и позабавить читателя, конечно. В сериале ей уделено в разы больше внимания. Из католической семьи не кто иной, как Ортега, одна из главных героев проекта. Что заставляет ее терзаться сомнениями и всячески переживать по поводу внутреннего конфликта интересов копа и католички. Опять же, ясно к чему был проделан такой ход – зритель должен видеть то, что ему близко и понятно. Конфликты веры и долга – это близко и понятно современному человеку. Вот только вселенная романа Моргана давно позабыла о вере и боге. Для тамошних людей неокатолики забавные или надоедливые фрики, плюс наследники религии, много чего натворившей за время своего существования. По-видимому, постановщики решили, что для зрителя это будет уже слишком, и слегка упростили концепт. Плюс это хорошая возможность подкинуть герою лишних внутренних перипетий. Что как раз абсолютно ненаказуемо.
Плюс кардинально расширен образ отца Лизи Вернона Элиота, превратившегося из пассивного «старика» в боевого, активного, бодрого и полного сил негра. Да и отелю досталось гораздо больше времени, за что постановщикам простое человеческое спасибо, По это заслужил.
К тому же в романе не было никакой 250-летней разницы между отправкой Ковача на хранение и его извлечением на Земле. Архаичность Ковача тоже явно введена специально.
А вот изменения в образе главгада почему то отторжения не вызвали. Все более менее в канве новых вариаций «на тему»: личностных, семейных и упрощенных для массового зрителя.
В общем, отличия от романа в «Углероде» оказались на диво адекватными, что как раз редкость. Обычно, адаптируя книгу для экрана, постановщики делают с ней то, что бог не делал с черепахой, выбрасывая важные моменты и вводя откровенно бредовые. «Углероду» более менее повезло.
Эрго. Вполне удачная экранизация приличной книги, практически безболезненно обыгравшая и подправившая некоторые акценты романа (вот бы еще линию Крепости сократить до минимума) и подарившая нам впечатляющий мир и интересную историю.
Режиссер: Ута Бризвитц, Питер Хор, Ник Харран
В ролях: Юэль Киннаман, Джеймс Пьюрфой, Марта Игареда, Крис Коннер, Антонио Марциале, Кристин Леман, Хиро Канагава, Валид Зуэйтер, Марлин Форте, Алика Аутран, Хэйли Лоу, Тич Грант, Заф Пару, Тамара Тейлор, Адам Буш, Дичен Лакмэн, Лиза Чандлер, Ато Эссонда, Байрон Манн, Треу Трэн, Рене Голдсберри