Дэвид Брин «Бытие». — М.: АСТ, 2015 г. (Серия: Сны разума)
Размышления о будущем, или Необычный контакт
Будущее человечества оказалось не столь приятным, как виделось оптимистам. Но и пессимисты не были полностью правы.
Да, куча катаклизмов, катастроф и даже День Ужаса, серьезно изменивший лицо планеты. Да, США близки к развалу, природа ведет себя чересчур буйно, а Китай героически сражается с последним захватчиком — морем. Да, в космос почти не летают, кроме как по техническим нуждам, или богатые бездельники за большие деньги. Да, никакой колонизации Солнечной системы не произошло. Да, пандемия аутизма становится серьезнейшей проблемой. Да, Голливуд рухнул. Да, благодаря засилию камер и виртуальным реальностям практически каждый живет под плотным колпаком правительств и друг друга.
Но при этом человечество выжило, и даже неплохо себя чувствует. Искусственный разум стал неотъемлемой частицей жизни каждого. ИР-очки, 23 интернета и куча виртуальных слоев, позволяющих вообразить и овеществить, что угодно — превратились в обыденность.
Мясо выращивают в чанах, а из генно-модифицированных водорослей можно приготовить практически любое блюдо.
В большинстве своем человечество опять получило возможность думать, сомневаться и сожалеть.
И одним из самых актуальных вопросов для гомо сапиенс вновь стал такой: неужели мы все же одиноки во вселенной?
Посему, когда Джеральд Ливингстон, убирая мусор на орбите, наткнулся на некий загадочный артефакт, явно внеземного происхождения, это произвело самый настоящий фурор.
Чем будет эта находка?
Позитивным началом долгожданного контакта, который продвинет людскую цивилизацию и каждого отдельного человека вперед?
Или правы окажутся скептики, считающие «братьев по разуму» самой большой угрозой человечеству за всю его историю?
Дэвид Глен Брин рано связал свою жизнь с наукой. Калифорнийский технический университет по специальности «астрономия». Затем преподавательский труд по тому же предмету. Потом инженерная работа. Научные степени, консультирование по вопросам развития информационных технологий.
Писать Глен начал в 1980-м, издав роман «Прыжок в Солнце», первый роман цикла «Возвышение». Уже второй роман цикла, «Звёздный прилив» (1983), получил «Хьюго», «Небьюлу» и премию журнала «Locus» как лучший роман года. С той поры на счету Брина десяток с лишним романов, пяток повестей, полсотни рассказов и статей, и более полутора десятков премий и наград.
Наш герой – Existence стал крайней на сегодня крупной формой Брина, вызвав довольно противоречивые отклики.
Роман интересный, но действительно требующий определенного настроя.
Пространство Existence разворачивается крайне неторопливо, вальяжно, и как бы нехотя, складывая пазл кусочек за кусочком. Мир приоткрывается плавно и понемногу. Фигуры героев на всемирной доске расставляются вдумчиво и со вкусом. Информацию автор выдает очень постепенно, буквально по капле, обходясь практически без комментариев и сносок.
А они, будем честными, поначалу не помешали бы.
Ведь в мире «Бытия» произошло огромное количество значимых событий хорошо известных протагонистам, но абсолютно загадочных для читателя.
Но Брин упорно отказывается подставлять нам плечо в виде глоссария. Не критично, но немного раздражает, когда информацию о том же Дне ужаса приходится собирать по крохам на протяжении всей первой половины романа.
Как и о политических раскладах.
Да-да, у Америки огромные проблемы. А на ее место гегемона претендует Китай, у которого тоже хватает огорчений (одно затопление территорий чего стоит) и некий Земной Союз.
И кстати, кастовая система вновь цветет и пахнет, ведь после Великого договора, были образованы 10 сословий, переход из одного в другое которых весьма затруднителен. Причем первое сословие – аристократию неплохо прижали, например, согласно договору человек с уровнем личного богатства выше среднего не должен вмешиваться в дела корпоративного сословия или обществ с ограниченной ответственностью. Понятно, что нюансов хватает, но в мире Брина бедняк все же влияет на общественную жизнь, меньше чем богач, но влияет.
Как понятно и то, что первому сословию происходящее все меньше нравится, и зарождающийся конфликт выступает одной из ведущих линий романа.
Плюс активно вмешивается в происходящее Движение отречения со своим Пророком, стремящееся обуздать науку, технический прогресс, не дать им определять судьбы человечества.
Да и с «мудрецами», жертвами пандемии аутизма все не так просто, как кажется на первый взгляд.
А вот информацией по технологиям своего будущего Дэвид делится с читателем гораздо охотнее.
Тут читателю с ходу заявляют и очки с искусственным разумом, отслеживающие направление вашего взгляда, позволяющие полностью интегрироваться во все многообразие здешней виртуальности, постоянно быть на связи, молниеносно отыскивать нужную информацию, переводить с любого языка, и даже убирать рекламу, будто ее и не было. Да еще и с возможностью полного управления всего лишь нажатием языка на имплантат в зубе. И виртуальные слои, где можно смоделировать самые невообразимые реальности. И бордели с роботами, а также секс-боты на дому. И камеры на каждом метре, создавшие паутину, позволяющую «привлечь большее число свидетелей», а также контролировать практически любого человека (и хотя граждане имеют право наблюдать за наблюдателями, но вы же понимаете…). И криогенные заморозки богатых стариков, ожидающих омоложения с помощью будущих технологий, а главное удачные оживления после таких заморозок.
Но разнообразные технологии, гаджеты и фантдопущения это лишь одна, и далеко не самая главная часть романа. Гораздо интереснее погрузиться в поток сознания автора, делящегося с нами множеством интересных мыслей, идей и концепций.
Ведь каждая глава, обычно описывающая действия одного персонажа (поначалу основные пятеро протагонистов почти не пересекаются), завершается дополнением – размышлением на ту или иную тему, зачастую не меньшим по размеру, чем сама глава.
И размышлением не отвлеченным, а самым что ни на есть актуальным для современного гомо сапиенс. Об отношении к планете, экологических проблемах, всевозможных катастрофах, вызванных людской деятельностью и вероятных сами по себе. Об уходе от реальности, атутизме, нашем и искусственном разуме, их отношениях. О науке, ее влиянии на цивилизацию, прогрессе, социальных вызовах, власти, элите, специализациях, профессионализме, героизме и человечестве в целом. Причем поданы эти размышления от разных лиц, сформулированы через разнообразные формы подачи и углы зрения. И читаются аж никак не скучнее основной линии романа.
В общем «Бытие» может вполне послужить своеобразным зеркалом для нашей цивилизации. Когда кривым, а когда беспощадно ясным и кристально чистым, передающим малейшие прыщики, ссадины и воспаления на людском лице.
Кстати и о действии Брин не забывает. Плавное течение книги прерывается тревожными сообщениями, неожиданными поворотами или атакой террористов. Пускай эти всплески активности происходят редко, каждый их них весьма напряжен и притягивает все внимание.
Да и претензии по поводу размытого сюжета выглядят несколько смешно. Сюжетная линия «Бытия» четко прослеживаема, логична и не очень сложна. Просто подается не в лоб, одним куском (герой «попал», а теперь выпутывается), а раскрывается постепенно, на всей тысяче с лишним страницах романа.
Эрго. Неординарный (пускай и подзатянутый) роман-размышление, работающий зеркалом, отражающим нам прямо в лицо массу недостатков и пороков людской цивилизации. Отдельным ее представителям Existence также способен предоставить обильную пищу для ума, параллельно порадовав неоднозначным будущим с кучей продвинутых гаджетов и интересных фантдопущений.
P. S. Как-то отвыкли мы в последнее время от романов объемом в почти полторы тысячи страниц. Сложновато воспринимается такой кирпич текста. Без вагона терпения совсем никак.