Хью Хауи «Бункер. Иллюзия». — СПб.: Лениздат, Команда А, 2014 г.
Подземная модель социума, или 50 оттенков жизни
Еще три года назад шериф Холстон был абсолютно счастливым человеком. Нужная работа по поддержанию закона. Любимая жена Эллисон. И даже выигрыш в лотерею, позволяющий завести ребенка.
А потом внезапно все закончилось.
Эллисон, его Эллисон захотела выйти наружу.
В этом явно была виновата проклятая информация, которую она восстанавливала, работая со старыми серверами. Оказалось, что известное им восстание было не единственным. И данные на компьютерах стерли не обязательно бунтовщики.
Именно эта проклятая информация заставила ее сказать, что все они видят снаружи — ненастоящее. И отважиться на то, что никто не делал по своей воле уже сотни лет — выбраться из Бункера.
Джульетта, один из лучших техников за последнее десятилетие, также была счастлива у себя на Глубине, возясь с машинами, от которых зависели тысячи жизней. И вовсе не собиралась подниматься на верхние этажи, и занимать хоть какие начальственные должности. Но мэр Джанс умела уговаривать.
Оказалось наверху все гораздо сложнее, и начальник Ай-Ти отдела Бернард Холланд мало того, что изрядно амбициозен и метит на кресло мэра. Вдобавок он скрывает чертовски важную информацию о происходящем снаружи.
И готов за нее убивать.
Американец Хью Хауи с детства мечтал стать писателем. В школе даже начал свою первую большую книгу. Однако потом мальчик подрос, и идею писательства подзабросил. Изрядно попутешествовал, причем на своей яхте, разок чуть не ставшей для него могилой. Поработал капитаном уже чужой яхты, в одном из своих круизов встретив очаровательную девушку Эмбер, вскоре ставшую его женой. Семейная жизнь заставила покончить с морскими путешествиями, заставив заняться более спокойными делами.
Поднакопив впечатлений, Хью вернулся к писательскому ремеслу, в 2011 получив реальную отдачу от своих трудов.
Первая часть его трилогии «Бункер» была включена в топ 100 книг на Amazon и получила несколько номинаций читательской премии Goodreads Choice Award. А также массу восторженных отзывов от журналистов, критиков и коллег по цеху.
Постапокалиптической литературы на нашем веку появились уж многие десятки (а то и сотни) экземпляров. Но «Бункер» Хауи выгодно отличается от них одной немаловажной деталью.
Тайной и интригой. Практически с самого начала читателю ясно, что все не так просто, и производственным романом, описывающим тяжелое будущее человечества, дело не ограничится (да и человечества, кроме жителей бункера мы тут не увидим). С первых страниц автор дразнит наше любопытство намеками, упоминаниями и недоговорками.
Остроты в блюдо добавляют герои, находящиеся практически в том же (если не хуже) состоянии тягостного недоумения, что и читатель. Ведь протагонисты, прожившие в Бункере всю жизнь, и не особо задумывавшимися о внешнем мире, вдруг оказываются по уши в океане лжи. Точнее понимают, что всю жизнь именно в нем и барахтались.
А благодаря тому, что персонажи вышли у Хью весьма качественными и располагающими к сопереживанию, поймем это и мы.
Холстон, нормальный, хороший мужик, крепкий и надежный, любящий и любимый, не гений мысли и не философ. Плывущий по течению, как подавляющее большинство из нас, не особо задумывающийся об отвлеченных вещах. Так, скорее всего и закончивший бы свою жизнь в кресле шерифа (а то и мэра), если бы не жена.
Эллисон, которую нам почти не покажут, натура абсолютно другого склада. Умна, причем в техническом смысле тоже. Мечтательна, жаждет большего, несколько авантюристична. Натура, способная разом поставить все на одну единственную карту.
А насколько пронзительной и щемящей вышла история невоплощенной любви мэра и помощника шерифа! А их путешествие на глубину, будто поход двуединого Орфея, ищущего часть себя — свою пропавшую Эвридику. И что самое главное — нашедшего, и почти выведшего из Аида.
Но самой главной нашей попутчицей на протяжении большей части романа будет Джульетта. Боевая, «резкая» девица, с хорошими аналитическими способностями, развитым мозгом, привыкшая доводить до конца любое дело. Революционер поневоле, встряхнувшая устоявшуюся, давно налаженную систему.
Систему напрямую символизирующую современный социум, человечество в миниатюре, бросающую нам в глаза ярко выпяченные особенности людского общежития.
Нижние «технические» уровни, на которых держится вся жизнь общества, обеспечивающие Бункер энергией. Средняя прослойка «крестьянства» занимающаяся выращиванием «хлеба насущного». И верха, управленцы, снимающие сливки, наслаждающиеся свежевыжатыми соками, лицезреющие пускай паршивый, но все же внешний мир, подглядывающие за ним из-за железного занавеса (несомненно губительного, но такого притягательного, интересно предки Хауи в СССР не жили?). Плюс некая таинственная «масонская» сверхэлита-номенклатура, дергающая за ниточки, подобно пауку в центре паутины.
Сложную многоэтажную конструкцию, построенную на договорах, Пакте и условностях, давным-давно заключенных нашими предками. Так принято – и хоть трава не расти. Так принято – и хоть головой об стенку бейся. А чаще всего ни у кого и в мыслях нет (кроме юных бунтарей, сподвигаемых гормонами) сомневаться в вековых устоях. Принято – и хрен с ним.
Но ни одно общество, тем более находящееся в столь стесненных условиях, не способно обходиться без периодических сбросов пара, одному из которых мы станем свидетелями в «Бункере» Хьюза.
Очередная антиутопия, скажете вы, и будете правы. Отчасти.
Очередной вариант почти идеального управления толпой. Управления умного, хорошо продуманного и обеспеченного. Несомненно.
Очередная революция, кровавая и беспощадная, радостно пожирающая своих детей, и ведущая лишь к огромному количеству жертв. Кто бы спорил.
Очередные метафоры о попытках человека вырваться за пределы социума.
Прелесть «Бункера» именно в том, что в отличие от большинства антиутопичных моделей, мы долгое время не имеем ни малейшего представления о том, что на самом деле произошло в этой вселенной. Как на самом деле обстоят дела во внешнем мире. Кто эти самые загадочные управленцы и для чего они мутят свои таинственные дела. Покров с тайны совлекается очень продуманно, дозировано и по частям. Герои (а с ними и читатель) получают свой, небольшой кусок информации, через некоторое время приводящий их к следующему. И к следующему. И…
Да и за саму идею Бункера, как не просто подземного убежища, а социума в миниатюре, Хью можно накинуть сотню вистов.
А вишенкой на торте служат забавные (и хорошо обоснованные) особенности внутренней жизни бункера. Похоронные обряды с помидорами. Носильщики-гермесы, молниями носящиеся по этажам. Ограничение прогресса, вплоть до полного отсутствия лифтов и введения платной (и весьма дорогой) пересылки е-мейлов. Всего четыре представителя закона на почти полторы сотни уровней. Пропаганда, практически возведенная в идеал (вот только с детскими книгами явно не доработали). Коварные компьютерщики (владеющий информацией – владеет миром).
Понятно, что есть вопросы к логике действия персонажей. К роялям в кустах (откуда механики в обществе, где нет справочников, интернета и энциклопедий, а на виду лишь четыре пистолета у шерифа с помощниками, знали технологию производства винтовок, например?).
Но эти проколы не особо портят впечатление от романа. Соединившего антиутопию, постап и столь любимую читателем загадку.
Эрго. Постапокалаптическая антиутопия, интересная идеей Бункера, как модели людского общества, дозировано раскрываемой тайной и привлекательными персонажами.
Мой обзор второй части трилогии https://www.mirf.ru/book/hugh-howey-bunker-smena
Обзор сериала по мотивам книги тут