Джонатан Страуд «Амулет Самарканда». — М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2005. Серия: Люди против магов (Первый роман «трилогии Бартимеуса».)
Волшебные мотивы лондонского тумана, или Островная империя повелителей духов
Джинн Бартимеус за долгие тысячелетия жизни повидал столько, что удивить его чем-либо представлялось почти невозможной затеей.
Юный ученик волшебника Натаниэль за свои 12 лет не был знаком ни с чем, кроме дома учителя и пары десятков магических фолиантов.
Однако невозможное стряслось. Сакару аль-Джинни пришлось удивиться. Ведь мало кто в столь юном возрасте способен правильно провести ритуал вызова джинна. Оставшись при этом в живых. И не допустить ни одной ошибки, подчиняя демона своей воле.
Но еще больше удивления испытал бы Бартимеус, если б знал, к чему приведет сложное, но выполнимое задание по краже Амулет Самарканда.
Краже, которая столкнет с места целый девятый вал, в котором смешаются месть и ненависть молодого волшебника. Похищения артефактов, буквально захлестнувшие в последнее время Лондон. Интриги и коварство. Загадочное Сопротивление, ненавидящее магию.
И прочие события способные изменить сам ход истории Великой Британской империи.
Джонатан Энтони Страуд родился в 1970-м в провинциальном британском городке Бедфорде. Писать начал еще в детстве, когда болезненный семилетний мальчик был частым гостем местных больниц.
Со временем Энтони окреп и вырос. Но, даже окончив Йоркский университет по специальности английская литература, не позабыл о своем детском увлечении. Поспособствовала писательскому развитию Джонатана и работа редактором в издательстве Walker Books.
Уже в то время Страуд создал пару игровых книг для детей, и явно задумывался над более серьезной формой. В мае 1999 года в свет выходит дебютный роман Страуда — «Тайный огонь», подростковый ужастик о борьбе с темной магией. Затем еще пара книг для разминки руки.
И, наконец, в 2003-году грянуло. Страуд открывает нам магическую Британию.
Мир, ставший основной «фишкой» трилогии Бартимеуса. Мир, находящийся на довольно высоком уровне технического развития (автомобили, телефоны, пресса), но при этом переполненный волшебными созданиями. И волшебниками.
Волшебниками, способными на весьма ограниченное количество магических действий, основным из которых выступает призыв и подчинение существ из Иного Места. Родины духов.
Духов имя которым – легион.
Тут и мелкие бесы, использующиеся для слежки и курьерской службы. И фолиоты, способные служить подсобными рабочими или охраной. И хорлы с утукку, в основном использующиеся как стража. И джинны, разнообразных уровней, от лица одного из которых мы в основном и будем знакомиться со вселенной Страуда. И тяжелая артиллерия: мариды с афритами. И…
В общем, в Ином Месте этих существ, способных действовать на всех семи планах бытия, при этом ужасно относящихся к серебру и плохо к железу, действительно много.
Итак, волшебник устанавливает имя нужного демона, рисует пентаграмму, собирает нужные снадобья, готовит заклинания и проводит ритуал вызова.
Если все сделано правильно, маг на какое-то время становится хозяином призванного духа, и тот обязан исполнять все его повеления. А вот как раз духам и подвластна настоящая магия, включая аналоги всенародно любимых файерболов, в здешнем мире именуемыми Взрывами.
Ну а если вызывающий допустил ошибку – уже он оказывается во власти вызванного. И чаще всего о неудачливом колдуне больше никто не услышит.
Но отлично проработанная и хорошо описанная система взаимодействия демонов с людьми, а также любовно рассказанные особенности разнообразных духов, далеко не единственные изюминки мира Страуда.
Джонатан расскажет нам его долгую и богатую историю. Войны, свершения и катастрофы. Важный центр по изучению афритов в Баку. Прошлое Лондона. Дуэли, балы и политические дрязги. Величайшая магическая Священная Римская империя со столицей в Праге, не так давно уступившая свои позиции Британии. Борьба за подчинение государству враждующих группировок волшебников. Продолжающаяся «заварушка» на континенте. Рассказы о древних временах. Причем в изложении очевидца Бартимеуса.
Заявит конфликт между правящим сословием — волшебниками и простолюдинами, основной массой населения империи. Приоткроет завесу над Сопротивлением, движением людей, сражающихся с магами. Людей, обладающих крайне интересными способностями.
Побалует описанием шикарного микса из магии и технологии, ежедневно бурлящего на туманных улицах Лондона.
Вплотную познакомит читателей с одним из жителей Иного Места. Ироничным, могущественным, сообразительным, талантливым, способным, и вдобавок скромным джином. Этот образ вышел у писателя особенно ярким. А примечания от Бартимеуса местами выступают отличной приправой к основному блюду текста. Особенно если учитывать, что главы джина пишутся от первого лица, и полны самодовольного сарказма и ехидных комментариев, особенно по отношению к волшебникам.
На фоне блистательного Бартимеуса второй протагонист юный Натаниэль выглядит бледновато, но свою функцию исполняет исправно. Именно отпираясь на этот персонаж, Страуд еще глубже погружает нас в свой мир. Мир, где волшебникам запрещено иметь детей, во избежание кумовства и семейственности. Где одаренных детей, показавших хорошие результаты тестирования, выкупают у родителей в возрасте 5-6 лет и отдают в учебу к волшебникам. И лишь к 12-ти, времени официального именования, с ними начинают хоть капельку считаться.
И, конечно же, обращаясь к однолеткам Натаниэля, акцентирует внимание на моральной стороне своего романа.
На том, что чрезмерное увлечение местью не только не доводит до добра, но и способно оставить вас посреди выжженной пустыни.
Что честолюбие и стремление к карьере имеет смысл делать не целью в жизни, а всего лишь ступеньками к настоящей цели.
Что молодость вовсе не недостаток, а наоборот время, когда можно заложить шикарную базу на будущее.
Что упорство и труд все перетрут.
Что нельзя опускать руки, а нужно биться до последнего.
Нехитрые истины, но напомнить их современным недорослям лишний раз не помешает. Благо делает это Джонатан ненавязчиво, профессионально, не превращая в нудные моральные уроки.
А взрослым читателям не стоит пугаться главного героя-тинейджера и некоторого крена The Amulet of Samarkand в подростковую струю. Поверьте, Бартимеус лично искупит этот условный недостаток сторицей.
Скорее Страуду стоит попенять за несколько прозрачную интригу, да слишком простенькую детективную линию.
И за непонятную ситуацию с точкой бифуркации. Если этот мир изначально развивался по магическому пути, количество совпадений с нашим в названиях и терминах должно стремится к нулю. А если имеет место альтернатива, интересно в какой момент произошло разделение. Судя по воспоминаниям Бартимеуса, очень давно.
Хотелось бы ясности.
Эрго. Весьма достойный проект магической альтернативы с интересным миром, хорошо проработанной системой демонов и взаимодействия с ними, отличным героем-джином и неплохим заделом на продолжение. Не бойтесь антуража подростковой литературы, у Джонатана получилась книга для всех возрастов.