Гай Гэвриел Кей «Изабель». — М.: Эксмо, В. Секачев, 2009 г. Серия: Короли фэнтези
Легенды Прованса, или Дуновение кельтского прошлого/Сердца трех
15-летний Нед Марринер, отправляясь в Прованс вместе со своим отцом – известным фотографом и его съемочной группой, не ожидал от поездки ничего сверхъестественного. Обычные моменты: раннее прощание со школой, красивая природа, вилла с бассейном в распоряжении группы, куча старинных монастырей и прочих памятников истории. Вдобавок отец будет «снимать, как сумасшедший», домашнее задание все равно придется выполнить, да и мать, уехавшая врачом в «горячую» африканскую точку, оставила сердца родных не на месте.
Однако действительность оказалась очень даже мистической. Роковая случайность, неожиданная встреча в монастыре, невозможные ощущения, появление потерянного родственника и сущностей, которых просто не может быть в нашем урбанизированном мире.
И все ближе ночь Белтейна – время, когда призраки и души умерших оказываются совсем рядом с живыми.
Канадец Гай Гэвриел Кей («Блеск минувших дней») начинал свою карьеру романиста с написания фентези в духе Толкиена («Древо Жизни»). Неудивительно, ведь за десяток лет до дебюта именно Кей помогал Кристоферу Толкиену редактировать Сильмариллион. Однако затем Гай отошел от традиций классического фентези, двинувшись своим путем. Совмещающим волшебство с различными чуток закамуфлированными историческими эпохами нашей Земли.
«Изабель», написанную в 2007 году, обычно ставят второй в условном цикле Миры Фьонавара, сразу после «Гобеленов» (вполне логично, ведь некоторые герои Гобеленов встретятся нам в Изабели). Роман весьма атмосферный, вызывающий в памяти книги де Линта.
С первых строк перед нами бесплатная экскурсия по чарующим и колоритным землям Прованса. Леса, поля и дубравы, бродящие в них кабаны-«санглиеры». Непременный ветер-мистраль. Платаны для защиты полей и виноградников от ветра. Виллы и кипарисы. Волшебные рассветы. Бездонное небо и звон колоколов. Царящая над равнинами гора Сент-Виктуар, дух Сезанна витающий над ней. Древние города, монастыри, соборы и римские арены.
Земной рай, ни отнять, ни прибавить.
Дополняет антуража описание работы фотокоманды отца Неда. Подготовка к съемке. Тщательный поиск и подбор мест, ракурсов. Ожидание нужного освещения, пробные кадры, командная работа.
Одновременно и потихоньку происходит погружение в прошлое этих земель. Прошлое, как и у большинства земель на планете – бурное и кровавое. История тут дышит вам в лицо из-за каждого угла. Город, возведенный на месте римского поселения, которое, в свою очередь, пришло на смену кельтским деревням. Соборы, строящиеся сотнями лет. Языческие культовые места и поля сражений, на которых умирали десятки и сотни тысяч человек. В таких регионах былое всегда рядом. И может не захотеть тихо лежать в земле.
Неторопливо, постепенно, вы будто перемещаетесь из родных палестин на юго-восток Франции, проникаясь духом Прованса до самых косточек.
Постепенно, вкрадчиво к делу подключается мистика. Странная встреча в соборе. Загадочный лысый человек, говорящий невозможные вещи. Ощущения внутри ГГ, сперва слабые, их легко можно перепутать с самообманом. Затем более четкие, ярко проявляющиеся во время поездки к горе. Собачьи разборки. Неожиданное появление забытого родственника. Столкновение около башни, духи, разгуливающие по земле. Белтейн — раскрывающий карты.
Ближе к середине романа вы начинаете следить за происходящим затаив дыхание, не в силах оторваться. Смешение времен, вторжение прошлого в настоящее, властная рука древности производят зачаровывающее действие. А уж как герои собираются «разруливать» ситуацию, и вовсе становится вопросом вопросов.
Былые времена жестоки – неоднократно напоминает нам автор. Приносимые в жертву животные (что уже выбило бы из колеи нынешний толерантный народ). И люди. Убийства женщин и детей – на войне все средства хороши. Открытость во всем: любви, страсти, ненависти, схватке. Старые счеты, тянущиеся тысячелетиями. А легенды хорошо слушать у камина в ненастный осенний день, а не сталкиваться с ними лицом к лицу.
Встреча с прошлым для современного человека может оказаться шокирующей. И опасной.
Что наглядно демонстрирует нам вторая часть романа. Напряжение и без того немалое, взлетает до небес, добавляется активного действия, а героям приходится изыскивать в себе то, о чем они и понятия не имели. «В гостях у сказки» далеко не всегда программа для самых маленьких. Тем более в исполнении таких неординарных ребят, как наши «старые враги».
Персонажи хороши.
Нед – юный парень, находящийся на раздорожье между детством и взрослой жизнью. Не понимающий еще многих нюансов взрослых отношений, удивляющийся поведению женщин. Сделавший судьбоносный шаг под сводами древнего собора. Открывающий такие нюансы семейных отношений, о которых даже не подозревал. Мужчина, идущий на изрядные жертвы и опасности ради друга.
Семейка Марринер не подкачала. А уж родственных нюансов и скелетов в шкафах у этой достопочтенной фамилии выше крыши. Папаша — фанат фотографии, способный поддержать сына в трудную минуту. Мать – рвущаяся в зону боевых действий лечить людей, и не готовая верить в мистику. Боевая тетя, скрывающая в себе немало тайн. Суперкрутой дядя, не уступающий в загадочности супруге (давненько не виделись!).
Второстепенные персонажи, не носящие фамилию Марринер, тоже на уровне.
Пожилой английский писатель, поражающий юных дам в самое сердце.
Мелани со своей безразмерной сумкой и шикарными организаторскими способностями. Всезнайка Кейт, чудом избежавшая грустной судьбы.
Этот роман частенько называют великой историей любви. С одной стороны оно вроде так. Но есть нюансы, о которых я скажу пару слов в послесловии. Но мне все же кажется, что он в большей степени о дружбе. Дружбе, ради которой идут на большие свершения, великие поступки и жертвы отнюдь не реже, чем ради любви между мужчиной и женщиной.
Эрго. Атмосферная сага о дружбе. О прошлом, вмешивающемся в настоящее. Волшебстве, далеко не всегда добром. Хороших людях, готовых ради спасения своих на что угодно. А вот любовь в этой истории надо еще разглядеть за завесой соперничества и жажды обладания.
P. S. Чуток ругательных спойлеров в завершение: великая история любви, пронзающей века, и позволяющей заигрывать с Хроносом, это очень бла-ародно, но есть парочка нюансов.
Во-первых строках письма, я вообще не назвал бы Любовью те отношения, что нам показывают. Желание, страсть, жажда реванша, соперничество – однозначно. Любовь? Извините. Одной из сторон абсолютно фиолетово кто именно будет спутником на протяжении ближайших десятилетий (вася, петя – какая разница). Завоевывайте меня, доказывайте то да се, «мочитесь» ради меня, а я рожей покручу, и так и быть снизойду. Багиня! Да пошла ты! Остальные двое, невзирая на романтичные речи типа «не могу без нее», похоже просто сражаются за ценный приз, типа племенной свиньи. А главное жаждут в очередной раз уконтрапупить соперника.
Во-вторых, засуньте себе все втроем, дружно, поднапрягшись, с кряхтением, во все имеющиеся отверстия «любовь», которая требует смерти/потери души невинного человека, минимум одного, максимум десятков тысяч (с Безье нехорошо получилось).