Тэд Уильямс «Трон из костей дракона». — СПб.: Азбука, Библиополис, 1996 г. (1-й роман трилогии «Орден Манускрипта»)
Вдохновляющая фантазия по заветам Профессора или Темное воздаяние людским потомкам
Эта осень выдалась для обитателей Светлого Арда тревожной. Сперва открыл свои двери тронный зал, три года не видевший своего короля – Престер Джона, убийцу Красного дракона.
А затем вся страна погрузилось в печаль – ведь знаменитый владыка умирал. Умирал, оставив в наследство своему народу двух сыновей, не переносящих друг друга. Мрачного священника Прейратса, с его безумно-коварными планами.
Вдруг объявившихся норнов, родственников изначальных владык этой земли ситхов, столетиями носа не казавших со своего мрачного Пика Бурь. Да дыхание невозможного и жуткого Зла, доносящееся с далекого севера.
Но какое отношение к этим сварам сильных мира сего имеет 14-летний Саймон, уборщик из замка Хейхолт?
Неужто ему под силу встать на пути смертельной опасности, стучащейся в ворота королевства?
«Американский Толкиен», писатель, которого называли учителем Джордж Мартин и Патрик Ротфусс. Автор, благодаря которому появилась история Квоута (обзор тут http://perekat.kiev.ua/имя-ветра-ротфусс-imja-vetra-rotfuss/ ) и Песнь Льда и пламени (обзор тут http://perekat.kiev.ua/igra-prestolov/ ).
Это все о нем — Тэде Уильямсе (псевдоним Роберта Пола Уильямса).
За свою жизнь Боб перепробовал массу занятий – почтальон, курьер, певец, сценарист, художник комиксов, сотрудник театров, телевизионных и радио-компаний. Не то. Уильямс любил деньги (как и многие из нас) и понимал, что все это баловство богатства не принесет. В конце концов, 30-летний Уильямс решает вплотную сосредоточиться на еще одной грани своего таланта – писательской работе.
Это было то, что нужно. Уже первый роман «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота» (1985) заработал номинации на премии им. Уильяма Кроуфорда и Джона Кэмпбелла.
Но известность (а заодно и немножко желанных дензнаков) ему принесла трилогия «Память, горе и тернии» (в русском переводе «Орден Манускрипта»).
Начальная книга которой — The Dragonbone Chair (1988) и станет нашим сегодняшним героем.
Книга, оставившая неоднозначное впечатление.
С одной стороны перед нами действительно «Роман» с большой буквы. Плавно, неторопливо раскрывающееся перед читателем огромное полотно мира. Исторические экскурсы, неплохо прописанные герои, масса отступлений, природных и бытовых описаний, мазков кисти чуть со стороны от главной линии сюжета.
Понятно, почему к творчеству Уильямса столь трепетно относятся Мартин и Ротфусс — любители качественных, тщательно проработанных героев и миров.
И то и другое у Тэда на высоте. Остен Ард разворачивается перед читателем красивым, обширным, а главное реальным местом, полным природных красот, опасных мест, загадок и тайн. Местом, населенным различными существами, связанными между собой давними контактами, щедро сдобренными кровью, потом, любовью, дружбой и ненавистью. Коротышки тролли, изящные ситхи, таинственные норны, великаны гюны, подземные буккены, искусные мастера двернинги. И конечно люди различных племен и народов, сплетенные длинными столетиями войн, мира и союзов, предательств и верности.
Изюминками на пироге Светлого Арда выступают языковые особенности тролля Бинабика, напоминающие попытки образованного, но не часто говорящего с носителями языка иностранца справится с чужой речью. И его ездовая волчица. И Белая стрела ситхов. И религиозные особенности королевства, где смешиваются аналоги христианства и самое кондовое язычество. И обстоятельное путешествие, разворачивающее перед нами все прелести мира. И парочка интересных ходов, как то гражданская война, или известие об Инелуки. И…
В общем, щедрый слой сладостей выходит.
Центровых героев поначалу немного. Основная линия ведется от лица Саймона, дополняет автор картину тонкими главами-мазками, позволяющими читателю увидеть другие места Арда, напрямую не связанные с главным героем.
Протагонист у Тэда получился знатным. Подросток-уборщик не от мира сего, инфантильный ребенок, не умеющий плавать и вдруг брошенный в глубокий омут. При этом не принц, не маленький аристократ или купеческий сын. Обычный простолюдин-слуга из замка (пускай с не совсем обычными родителями). Развитие образа стало одной из сильнейших сторон книги (привет Ротфуссу). Да и интеллигентно-забавно-ответственный тролль Бинабик не уступает.
Но.
Слишком неторопливое развитие сюжета может отпугнуть часть читателей. Плюс объем книги чрезмерно и не всегда оправданно затянут.
И главное, при всех достоинствах The Dragonbone Chair не стремится выбраться за рамки классического фентези с баронами, эльфами, мечами и магией.
Слишком много осознанных или невольных подражаний и аллюзий на Средиземье, вплоть до сюжетных, языковых и поэтических (при том, что в таланте демиурга и мифотворца Уильямсу до Толкиена далековато). Слишком много стандартных ходов и приемов, виденных читателем не один (и не два) десятка раз (я помню, что это 1988, спасибо).
Двинутый инфернальный антагонист со средними умственными способностями. Благородные рыцари и поддавшийся искушению король. Ощущение надвигающегося мирового зла. Призрачная Тьма с перекрашенными «назгулами». Мудрые наставники-истари и загадочные нелюди. Квест, как способ решения проблем. Изрядно сумбурные и скучноватые «сновидческие» отступления.
Оно все вроде ненаказуемо, но слишком уж шаблонно. Тем более для 21 века, отвыкшего от классики, полюбившего смешение жанров и оригинальные фишки, заставляющие хвататься за голову.
Эрго. Старые-добрые «меч-и-магия» с неплохо проработанным миром и шикарным развитием образа протагониста. Поклонники классического фентези скорее всего будут довольны. А вот любители современных «миксов-нежданчиков» и темных фентезюх с неоднозначными героями могут остаться разочарованными.