Второй шанс для разумных, или Благая антиутопия
Специальный агент Секретной службы Итан Берк, отправляясь на розыски двух пропавших сослуживцев, аж никак не ожидал такого завершения своего путешествия.
Автомобильная авария и больница в маленьком городке Уэйуорд Пайнс, затерянном в горах штата Айдахо. Из больницы Итан скоро выбрался, а вот из городка…
С городком что-то было откровенно не в порядке. Или с головой Берка. Или и с тем и с другим. Факт в том, что, похоже, Итан очутился в западне. Как и двое агентов до него. Западне, откуда попросту нет выхода.
Ух, какой параноидальный проект получился у Шьямалана – режиссера самобытного, но чертовски нестабильного («После нашей эры» ( http://perekat.kiev.ua/после-нашей-эры-after-earth-2013-рецензия-обзор/ ), «Сплит» (http://perekat.kiev.ua/сплит-расстройство-личности-split-2016/ ), «Стекло» (http://perekat.kiev.ua/стекло-glass-2019-макэвой-уиллис/ ), «Дом с прислугой» (http://perekat.kiev.ua/дом-с-прислугой-servant-сериал-2019/) со товарищи. Это аж никак не «Твин Пикс», хотя антураж похож. Крохотный городишко в окружении гор и лесов. Агент правительства, пытающийся разобраться в происходящем. Не «Твин Пикс», но довольно интересный проект. Берущий в первую очередь интригой и возможностью долго строить догадки, потихоньку приоткрывая для себя один пласт происходящего за другим.
Что перед нами? Мистика? Социальный эксперимент? Заговор? Пришельцы? Сектанты? Тюрьма? Посмертие? Таинственные силы из глубин лесов? Варианты ответов множатся как грибы после дождя, одни отвергаются, возникают другие, и продолжать теряться в догадках вы будете еще долгое время. Добавляет прелести стилистика «ненадежного рассказчика», когда даже полученная в процессе просмотра информация заставляет вас сомневаться в своей истинности.
Одно понятно почти сразу — Wayward Pines решил изрядно покопаться в психологии человека (эдакий наш ответ кинговскому «Под куполом»). Одним из основных побудительных мотивов жителей Уэйуорд Пайнс является страх – эмоция, движущая человечеством уже тысячи лет, наравне с ленью и инстинктом продолжение рода. Это неоднозначное людское качество постановщики рассмотрят со всех сторон. Как заставить людей бояться? Какие рычаги следует применить для достижения цели? Насколько будут отличаться реакции разных гомо сапиенсов? По мнению создателей все довольно печально. Подавляющее большинство довольно быстро смирится с угрозой страха, и даже будет находить в этом какие-то достоинства. А уж если человек не один, а обременен семьей, тогда и вовсе ситуация упрощается в разы. Имеются, правда, исключения. Те, кого достали по самые печенки, и кому уже не важна собственная жизнь, ведь человек не может постоянно жить под давлением. Или идейные борцы со злом, такие, правда, тоже периодически ломаются.
Второй момент – это противостояние маленьких поселений и мегаполисов. Жители крупных городов пренебрежительно относятся к провинциалам, считая их туповатым и ограниченным быдлом. В свою очередь, те крайне отрицательно и настороженно относятся к гостям из «миллионников», при случае не гнушаясь доказать свое исконное преимущество перед пришельцами.
Третий – стайность, о которой в глубине души мечтают многие из цивилизованных и высокодуховных индивидуумов. Представляете – сплоченно, в едином порыве, плечом к плечу, переполняясь чувством патриотизма и сродства со своим соседом, вытирая слезы гордости и выкрикивая речевки. Смотреть, как режут глотку провинившемуся.
Это кстати еще один важный психологический момент — власть стаи над отщепенцами. Пока ты в тренде, выполняешь все правила и законы – ты более-менее защищен, хотя прекрасно чувствуешь, что эта защита во многом иллюзорна. Тем с большим остервенением и облегчением члены стаи набрасываются на того, кто проштрафился: «Свезло, сегодня не я!»
Четвертый — желание начать по новому, забыть прошлое. Многие люди, особенно подбираясь к кризису среднего возраста, задумываются о потерянных шансах, упущенных возможностях и том, как неправильно они построили свою жизнь. Соответственно у многих возникает подспудное желание переиграть свое бытие, попробовать по-новому. В подавляющем большинстве случаев это желание так и остается в подсознании, не выбираясь наверх. Но если создается ситуация, многие ухватятся за такой шанс с радостью. А как красиво создаются подвязки, все больше прикрепляющие новичков к жизни в городке.
Пятый – влияние на взрослых через детей, формирование разума ребенка в нужном ключе. Воспитание юных фанатиков-нацистов, безоглядно убежденных в своей правоте и «знающих как надо».
Как видите, перед нами довольно серьезное исследование по психологии, а также классическая антиутопия. Замкнутое общество со своими правилами и традициями, которым обязаны беспрекословно подчинятся все его члены. «Шаг влево – побег, прыжок на месте – провокация». «Свободомыслие – зло». И т.п.
А отчего именно так, мы узнаем как раз на экваторе сезона. В свете открывшегося знания тема антиутопии начинает играть новыми красками. Религиозные напевы, казни на виду всего городка, ритуалы и инициации, фанатичная вера посвященных, самоуверенность лидеров, глупая скрытность от непосвященных (Особенно поразил Итан во время беседы с Кейт – ты то чего «шифруешься»? Неужели не видишь, что утаивание не работает? Делись информацией, время пришло. Нет! «А» еле-еле из себя выдавил, до «Б» дело не дошло. Тут не пару слов бросить надо было, а убеждать со всей настойчивостью. Вот и получил семейных проблем на голову). Жесткость, переходящая в жестокость, уверенность в собственной правоте и выбранном пути. Попытки поиграть в Господа. Взращивание сосен и людей. Разделение на безропотных подопечных и тех, кто стоит у руля. Власть над стадом. Отсутствие выбора – жизнь на алтарь ради великой цели. Желание свободы у людей, сидящих в золотой клетке. Долго зреющее и в какой-то момент взрывающее все вокруг себя сопротивление (не может человек вечно жить под давлением, не может!). Все по-взрослому, без шуток.
Сюда же примыкают и прочие этические вопросы, поднятые постановщиками. Действия Пилчера – предмет для жирной, многочасовой дискуссии. О цели, средствах, влиянии на судьбы других, замене собой божественного промысла и судьбы, безоглядной уверенности в собственной правоте, управлении массами, откровенности и умалчивании. О любимом американском выборе между свободой и безопасностью. Горячий спор может получиться.
Также в плюсы сериалу нужно отнести его атмосферу. Аккуратные кукольные домики, окруженные огромными величественными соснами и горными хребтами. Частый туман, окутывающий жителей Уэйуорд Пайнс. Ночь, когда все, не освещенное фонарями буквально растворяется во тьме. Шикарная природа с ее бескрайними просторами (ее можно было бы и побольше).
Перед нами экранизация романа Блейка Крауча «Сосны».
У некоторых персонажей имеются интересные фишки, как у того же шерифа с мороженым. Но назвать их безупречными не получится при все желании. Несмотря на то, что они периодически приятно дополняются флешбеками. Уровень проработки героев не идеален, но и не провален — на четверку с минусом максимум.
Актеры не поразили, но и каши, в общем, не портили.
Мэтт Диллон и его Итан, долго запрягает, зато потом лихо меняет коней на переправе и прям растет над собой.
Его экс-напарница и любовница Кейт (Карла Гуджино («Хранители», «Разлом Сан-Андреас», «Призраки дома на холме»), оставившая прошлое позади, но все равно способная изрядно удивить зрителей.
Психолог доктор Дженкинс (Тоби Джонс («Голодные игры», «Шпион, выйди вон!», «Красные огни», «Белоснежка и охотник», «Снеговик», «Шерлок», «Кристофер Робин») – умный, но слишком уж перестраховывающийся. Да и «зазведился», чего уж там.
Ну и медсестра Памела (Мелисса Лео («Экипаж», «Падение Олимпа», «Обливион», «Великий уравнитель», «Падение Лондона» ) хороша. Эдакая идейная стерва, ловящая кайф от власти. Но и она, как позже выяснится, далеко не так однозначна.
Да, бюджетненько. Злыдни дешевенькие, спецэффекты скромные.
Да, хватает бредовых моментов, типа утаивания информации – одного из главных источников всех проблем. Только не надо говорить об неадекватных реакциях и закостеневшем мозге – кто отбирал народ? А тогда подумать на эту тему было слабо? Да и рассказывать можно не всем и сразу, а некоторым, дозировано, со слайдами. А там и у остальных выбора не будет. Только Уэйуорд Пайнс, только хардкор. Но это будет их осознанное решение.
Или странных действий Абби во время эскапады Итана (обед подан, чего не кушаем?). Но как психологическое исследование в антураже антиутопии, «Сосны» вполне хороши.
Эрго. Приятная психологически-параноидально-антиутопическая зарисовка с хорошим идейным багажом, мощной интригой и отличным экваторным твистом. Бюджетно, и актеры аж никак не демонстрируют лицедейских подвигов, но в целом интересно.
В ролях: Мэтт Диллон, Карла Гуджино, Тоби Джонс, Шаннин Соссамон, Рид Даймонд, Тим Гриффин, Чарли Тахэн, Джульетт Льюис, Мелисса Лео, Терренс Ховард
Режиссер: М. Найт Шьямалан, Шарлотта Зилинг, Зал Батманглидж, Джеймс Фоули, Джефф Т. Томас, Стив Шилл, Тим Хантер
P. S. Теперь чуток спойлеров.
Товарищ Пилчер у нас вроде как не совсем дурак? А действует как натуральный идиет. Какого простите хрена, он столь тупо подбирал кандидатуры? (кстати, а зачем тебе экс-подрывник? Нужны спецы и таланты, а он, такое впечатление, хватал что попало). Мало того, что нужно было изучить объекты, и не брать слишком ранимых, психически неуравновешенных, и тех, кому есть что терять. Ваши клиенты, товарищ Пилчер, это: Молодежь не успевшая обрасти социальными связями. Одинокие люди. Творческие личности, с удовольствием берущиеся на сложные задачи. Дальше, с какого перепугу столько суицидов в группе «А»? Самоубиваться имеет смысл, если ты много потерял. См. социальные связи, детишки, незаконченные дела. Если таковых нет, суицида не будет. Тем более если имеется проект, способный захватить тебя по полной программе. А такой имеется. Еще дальше. Почему вы не обратили внимания на детвору 4-6 лет – способную приспособится к чему угодно? Их должно было быть подавляющее большинство. А не взрослых с их сложными морально-этическими и психологическими тараканами. Товарищ Пилчер, нельзя же так тормозить!
Да и возникновение Абби никак не объясняется. А было бы интересно послушать версию постановщиков.