Око за око, или Монохромная Фемида под прицелом сегрегации
США. Штат Миссисипи. Городок Клэнтон.
Когда двое перепившихся белых парней завалились в магазинчик в черном районе города, они вряд ли предполагали, чем закончится их попойка.
Попойка, во время которой они «набрались» настолько, что позарились на 10-летнюю негритянку, идущую домой с покупками из того самого магазинчика.
После изнасилования девочка выжила, хотя подонки сделали все, чтобы этого не произошло, и смогла рассказать о том, кто виноват, своему отцу Карлу (Л. Джексон).
Тот не очень доверяет «белому» правосудию, и берет закон в свои руки.
Защищать Карла в суде берется молодой и перспективный адвокат Джейк Тайлер Бригенс (МакКонахи).
На первый взгляд, в южном штате Миссисипи, с белым судом присяжных, да еще и в соперничестве с таким зубром, как прокурор Руфус Бакли (Спейси), у Джейка нет никаких шансов.
Вдобавок брат одного из убитых насильников, Фредди Ли Кобб (Кифер Сазерленд) выходит на связь с подзабытым в здешних местах Ку-Клукс-Кланом, и просит у них помощи против адвоката, защищающего проклятого ниггера.
В распоряжении Бригенса остается лишь юная, но способная студентка юридического Элен Рорк (Баллок).
Его собственные мозги.
И уверенность, в том, что на месте Карла он поступил бы точно также.
Расовые проблемы в Америке до сих пор не отпускают жителей цитадели демократии из своих цепких объятий.
Тем более тогда, в конце 20 века, еще до Башен-близнецов, и начала всеобщего показного покаяния в грехах предков. Тем более в южных штатах, испокон веков, относящихся к рабству, и неграм, чуточку иначе, чем в северных. Тем более, если вспомнить, что роман, ставший основой для картины, Джон Гришэм написал еще в 1989-м, по следам изнасилования, произошедшего в 1984-м.
В общем, нам дали шанс посмотреть на Америку середины 80-х. Америку, лишенную флера политкорректности и никак не способную выпутаться из капкана сегрегации.
Хотя, будет честными, Джоэл Шумахер, снимал эту картину в первую очередь для своих соотечественников. Ведь помимо жутко актуальной для Штатов темы, A Time to Kill это классическая судебная драма, представительница жанра, весьма популярного на американской земле (кстати, то, что 2/3 сборов дали как раз США, вновь убеждают в справедливости этого наблюдения).
Нас же, людей далеких от монохромной проблемы, и частенько зевающих во время долгих прений в зале суда, «Время убивать» порадует абсолютно шикарным кастингом. Давненько я не видал столько «звездей» в одном фильме.
Даже если учитывать, что МакКонахи в те времена только начинал, и лишь после этой ленты стал на долгий и тернистый путь, ведущий к почетному званию супер стар (как забавно наблюдать за припухлой, еще юношеской мордашкой Мэттью, и сравнивать тогдашнего большелапого щенка-подростка с теперешней матерой зверюгой).
А роль «приманки для зрителя», играла скорее Сандра Баллок, уже прославившаяся «Скоростью».
Но даже если забыть об этой сладкой парочке, как вам наличие в одной картине великолепного Кевина Спейси, и волосатого Сэмюэла Л. Джексона, тоже весьма нестарых и полных энергии.
Дональда и Кифера Сазерлендов, сыгравших эдаким семейным подрядом.
И нагрузкой к великим, относительно тонкого и звонкого Оливер Платт, и как всегда очаровательной Эшли Джадд.
В общем, скромненько, но со вкусом.
Но, что еще удивительней, вся эта двух с половиной часовая юридическая тягомотина, в отличие от своих жанровых товарок, не стала по-настоящему снотворным зрелищем.
Во-первых, «по вине» любимых актеров, просто не позволяющих зрителю совсем уж заскучать.
Наблюдать за зарождающимся романом героев МакКонахи и Баллок, или за играющим в свое удовольствие Спейси, весьма занимательно.
А во-вторых, потому, что в отличие от большинства судебных драм, Шумахер подпустил в свое детище немного действия, воспользовавшись любезными услугами Ку-клукс-клана.
И вы знаете, сработало. Когда героев ждут не только угроза быть заговоренными друг другом до обморока, и юридические баталии, но и вполне реальная опасность на улицах, следишь за происходящим с гораздо большим интересом.
Эрго. Далеко не худший представитель судебной драмы, с целым созвездием отличных актеров, на удивление не забывающий о действии вне зала суда. Любителям юридических триллеров, пожалуй, пропускать не стоит, да и остальные вполне могут попробовать приобщится к любимому жанру американцев с помощью именно этой ленты.
Режиссер: Джоэл Шумахер
В ролях: Мэттью МакКонахи, Сандра Баллок, Сэмюэл Л. Джексон, Кевин Спейси, Оливер Плэтт, Чарльз С. Даттон, Бренда Фрикер, Дональд Сазерленд, Кифер Сазерленд, Патрик МакГуэн, Эшли Джадд