Бегите, глупцы!, или Ограбление по бостонски
Дуг Макрэй (Аффлек) не мыслил своей жизни без Бостона. С его небоскребами, парками, морем огней и толпами людей. С его перестрелками, бандитами, грабителями. Ведь Дуг был одним из них. Тем, кто с тремя друзьями Джеймсом (Реннер), Альбертом (Slaine) и Десмондом (Берк) обчистил уже пару банков и с полдесятка инкассаторских машин.
Дуг не собирался ничего менять, если бы не встреча с очаровательной Ребеккой (Кизи), пострадавшей во время очередного дела банды.
Через пару дней Макрэй под видом обычного бостонского парня сближается с девушкой (благо, она его не узнала), и потихоньку начинает понимать, что в жизни есть более важные вещи, чем бандитский кодекс чести и погоня за баблом.
Понимание – это хорошо, но криминальное болото не собирается отпускать парня, а федералы все плотнее сжимают кольцо вокруг обнаглевших подельников.
Бен Аффлек («Час расплаты», «Козырные тузы«, «Операция «Арго», «Закон ночи», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Чудо-женщина», «Лига справедливости») – небезынтересное явление в американском кино. Средний актер, неплохой сценарист, оказавшийся весьма мощным, хотя не безгрешным режиссером. The Town (в переводе как несложно догадаться просто «Город») – его вторая работа из четырех, и откровенно не дотягивает до отличной «Операции «Арго»). Но уже показывает неплохой потенциал постановщика, плюс может похвастать отличной ролью Реннера.
Лента откровенно вторична, по сравнению с той же «Схваткой» и его десятком криминальных драм, на которые опирался Аффлек, но дарит зрителю хорошее напряжение и пару-тройку моральных этюдов.
Сюжет фильма довольно прост. Очередная история о криминальном американском районе (в нашем случае бостонском Чарльзтауне), одно время слывшем «столицей грабителей банков и инкассаторских машин» (может, стоило банки из района перевести, и инкассаторов сюда не пускать?) В общем-то, все как у людей. Трущобы, неблагополучные семьи, ирландская мафия (правда, какая-то несерьезная, надо сказать). И, конечно же, юные гопники, с младых лет идущие по кривой дорожке – будущие любимые клиенты местных тюрем и кладбищ. Парни до боли похожие на своих отцов, которые также не в ладах с законом. Люди, которые почти никогда не выбираются за пределы своего города, а то и района. Классические криминальные элементы, попавшие в это болото, как белка в колесо, и не способные остановиться.
Дуг, в исполнении как обычно безэмоционального как шкаф Аффлека, как раз пытается прервать эту самую порочную цепь. Его отец сидит, и, похоже, так и останется за решеткой до конца жизни. Он сам возглавляет банду грабителей и имеет все шансы присоединиться к любимому папане. А еще он в молодости провтыкал шанс стать известным хоккеистом и сбежать из Бостона хоть тушкой, хоть чучелком. Такая вот обычная чарльзтаунская история. Правда, Дуг уже сейчас выделяется среди подельников. Он не пьет, забросил наркоту, размяк, и вообще, его поведение изрядно сбивает с толку нормальных бостонских пацанов. Как это его еще другие бостонские пацаны в темном переулке не оприходовали за такую мягкотелость? А тут еще встреча с трепетной ланью из банка. А теперь представляете, если б в образе Дуга со всем его бэкграундом снялся не деревянный Бен, а приличный лицедей? Цаца могла бы выйти.
Картина поставлена по мотивам романа Чака Хогана «Принц воров».
Именно вокруг личности Макрэя крутятся немудреные моральные посылы картины. Бегите из этого Содома – подталкивают юных преступников постановщики – бегите, глупцы, куда глаза глядят, и займитесь чем-то общественно полезным, да хоть хоккеем! Правда, то, что на новом месте будет лучше, вопрос спорный. Вместо этого колеса, юные бандюганы, привыкшие решать дела определенным образом, найдут себе другое – как пить дать.
Вот с Дугом ситуация другая. Он уже изрядно устал от грабежей, и морально готов покинуть «родимый город», соскочив с преступного пути. Тем более после встречи с девушкой, окончательно пробудившей в нем и так готовые проснуться хорошие качества.
Ребекка Холл («Престиж», «Превосходство», «Большой и добрый великан», «Годзилла против Конга«) и ее Клэр действительно может сподвигнуть большого тютю со слишком хорошо развитыми мозгами на перемены. Трогательная женственность. Беззащитное изящество. Тростинка, которую хочется защитить и заслонить от житейских невзгод. Та, с которой можно поговорить, излить душу, побывать не крутым парнем, а обычным человеком, со своим прошлым и сомнениями.
«Любовь, как известно, творит чудеса». И может помочь тебе изменить жизнь к лучшему. Тезис, мягко говоря, не новый, но вполне корректно проиллюстрированный на примере отношений Дуга и Клэр.
Но настоящим украшением картины стал Джеймс Кафлин, в исполнении Джереми Реннера («Мстители», «Охотники на ведьм», «Афера по-американски», «Убить гонца», «Миссия невыполнима: Племя изгоев», «Прибытие», «Ветренная река», «Мстители. Финал»). Исполнении вполне достойном Оскара, если бы не Кристиан Бэйл, который был чуточку достойнее. Джем – человек, абсолютно не имеющий крыши. Продукт бостонского дна и тюремной закалки. Для которого чужая целостность и жизнь абсолютно не важны. Смертельно опасное существо, способное на что угодно. Эти особенности психики скользят у него в каждом жесте, взгляде, движении. Дуг, который в два раза его больше, смотрится рядом с Джемом милой комнатной болонкой на фоне матерого бультерьера. И даже матерый фбровец уступает Кафлину по исходящему от него ощущению опасности. Браво! Шикарная роль, и очень жаль, что позднее Джереми погряз в бесконечных каменноликих супергероях. Так и актерскую хватку потерять недолго.
Остальные двое бандитов ни о чем, и не запоминаются.
А вот сестру Джеймса сыгранную Блэйк Лайвли («Отмель») можно отметить. Во многом банально, но в душу западает.
Как и напряжение – становящееся фирменным приемом Аффлека как режиссера. С самого начала понятно, что добром дело не кончится. Зритель сидит как на иголках с первого появления Джема, и не отрываясь следит за действиями бандюков. Причем, если в такого рода криминальных драмах преступники выступают скорее протагонистами, чем злодеями, в фильме Аффлека есть нюансы. Если Дуга еще можно причислить к парням, вызывающим симпатию, то его лепшего кореша Кафлина аж никак нет. Все, что хочется зрителю, так это чтоб этого бешеного зверя побыстрее упрятали туда, где ему самое место — за решетку.
А тут еще и Дуг подливает масла в огонь. «Давай уедем. Давай, хоть сейчас». Отлично, значит как-нибудь при случае собираемся в дорогу. Это вместо того, чтобы моментально брать ноги в руки и мотать на вокзал. Ну и конечно, правду о тебе будет рассказывать не ты сам, а кто-то другой, причем враждебно настроенный. Кто бы сомневался! Дуг, ты тормоз!
Плюс откровенно не понравился относительный хэппи-энд. Эта история не предполагала никакого приятного завершения ни для кого из героев, и окончательный вариант финала смотрится откровенно притянутым за уши.
Да и экшен можно было бы сделать поживее. А то ожидание неприятностей и очередного дела банды, в результате выходят напряженнее, чем активное действие (исключая разве что ограбление инкассаторской машины). Впрочем, похоже, для Аффлека создавать общую атмосферу интереснее, чем вкладываться по-полной в погони и перестрелки. Ну и ладно, зато это получается у него знатно. Научиться бы ему себя любимого на главную роль своих лент не всовывать – цены б парню не было.
Эрго. Вторичная, но приятная криминальная драма про ограбления и тяжелые судьбы парней из неблагополучных районов. Отличная роль Реннера, милая Холл, неплохо созданное напряжение и работа постановщика. До лучших образцов жанра не дотягивает, но посмотреть можно не без удовольствия.
Режиссер: Бен Аффлек
В ролях: Бен Аффлек, Ребекка Холл, Джон Хэмм, Джереми Реннер, Блэйк Лайвли, Слэйн, Оуэн Бурк, Титус Уэлливер, Пит Постлетуэйт, Крис Купер, Дэннис МакЛафлин, Корена Чейз, Брайан Сканнелл, Керри Данбар, Тони В., Исаак Бордой, Майк Йебба, Дэниэл Вудс, Джимми Джо Мехер