Третий день (The Third Day), сериал, 2020

Островная душа мира, или Кровавая соль земли

День у Сэма (Лоу) не задался. Известие об ограблении офиса, откуда увели крупную сумму налички. Ожидание важного звонка, который никак не поступал. А тут еще и встреча в глухом лесу с юной девицей, решившей укротить себе век.

Девицу Сэм спас и отвез к ней домой – на маленький островок, добраться до которого можно было лишь по регулярно заливаемой приливом дамбе.

Попасть на остров оказалось легко, а вот выбраться с него, по разным причинам, куда сложнее.

А ведь Сэму кровь из носу нужно в Лондон. Вдобавок, с каждым часом пребывания на острове странности вокруг мужчины множатся как грибы после дождя.

Достигая критически опасной отметки.

 

От The Third Day публика в первую очередь ожидала фантастмагорической психоделики. Надо отдать должное постановщикам – дождалась. Также очень не хотелось получить очередную версию злых язычников из «Плетеного человека» или «Солнцестояния» (http://perekat.kiev.ua/midsommar-солнцестояние-хоррор-ужасы-2019/ ). Без древних культов в результате не обошлось, но к счастью, лишь ними «День» не ограничился.

Стоит сериал, как старой сборки табурет, на трех ножках.

Психоделика с природой. Интрига. Работа Джуда Лоу. Во второй части эстафетную палочку перенимает Наоми Харрис.

Пасторальной природы нам покажут много и со вкусом. Пустынные, свободные от людей густые леса (в заселенной по самое не балуйся Англии и такие водятся?). Могучие деревья и папоротники. Поля, перерезанные редкими лентами дорог. Путеводная нить дамбы, с высоты птичьего полета. Побережье с ракушками и крабами. Зеленые заросли и прочие пейзажи острова. Города? Забудьте людские муравейник остались далеко за горизонтом, тут муравейники настоящие. Даже поселение на острове открыто всем ветрам, тут не запирают дверей, и безопасность возможна только для тех, кого остров и его жители сочли своими.

Психоделики создатели проекта отсыплют зрителю сполна. Исчезающий мальчик. Скрытные жители. Галлюцинации и сны, которые оказываются не совсем глюками. Психоз и не самый крепкий рассудок героя. Тревожный антураж острова, кости на просушке, фото трупов на стене бара. Наркотический бред, измененное состояние сознания протагониста. Зловещие тени и фигуры в масках. Опасность, постепенно становящаяся из возможности реальностью. Растерзанные трупы животных. Безумный отрыв фестиваля. Гнетущая тишина острова на следующее утро. Бег по воде. Засилие пресловутых сверчков. Странноватая религия местных, смешавшая христианство с кельтскими верованиями. Предательство со всех сторон. Ненадежный рассказчик, получившийся из Сэма (да и остальные герои недалеко шагнули). Что на самом деле реально, а что является продуктом воспаленного мозга протагониста, долгое время непонятно от слова «совсем». Хотя определенные догадки, как выясняется, довольно близкие к истине, появляются.

На эту же мельницу льют воду игры с резкостью. Оператор, взявший на вооружение старый-добрый широкоугольный объектив «рыбий глаз» и малую глубину резкости, переходящую в расфокус, не прекращает пользоваться этим инструментом до конца (по крайней мере, летней части, зимняя изрядно отличается по съемке, что логично – постановщики другие). Фокус плавает, перемещаясь с глаза на ухо, оставляя большую часть кадра в тумане. Крупные и сверхкрупные планы сменяют друг друга с пугающей регулярностью. Объект съемки постоянно вываливается из резкости. Камера не стоит на месте, постоянно кружась вокруг героев. Прием сильный, создающий тревожную атмосферу ожидания и нагнетания. Однако к середине сериала он из фичи становится багом, откровенно надоедая и изрядно напрягая зрение зрителя. Перебрали ребята с расфокусом, чего уж там.

Зато интрига живее всех живых. «Летнюю» часть вы терзаетесь массой вопросов, ответы на которые неожиданно получаете уже к экватору проекта. Пытаясь понять, что герой с полученными откровениями будет делать дальше.

Во второй, «зимней» части (начинающейся через 9 месяцев после летней) появляются свеженькие, нежданные (но до некоторой степени ожидаемые) гости, со стороны которых мы будем смотреть на островные расклады. Гости активно «нарываются» на неприятности, упорно игнорируя все призывы «го хоум», в результате пружина саспенса раскручивается с новой силой.

Третьей опорой «Дня» становится бенефис Джуда Лоу (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/снайпер-с-божественным-поцелуем-одно/ ) («Гаттака», «Талантливый мистер Рипли«», «Заражение», «Хранитель времени», «Отель «Гранд Будапешт», «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»). Постаревший Джуд, оставивший за бортом лощеность и холеность многих своих образов, демонстрирует нам качественный и хорошо проработанный персонаж. Обычный британец, некогда работавший в соцслужбе с детьми, а нынче создавший собственный бизнес. Отец троих детей, сражающийся с бюрократией. Нормальный человек, скрипя сердцем дающий взятки, переживающий за свое бизнес-детище. Запутавшийся, переживший жуткую утрату, страдающий психозом, провалами в памяти, периодически считающий, что все вокруг врут.

К сожалению, ГГ частенько показательно тупит. То упорно и со вкусом сидя в баре, сопровождая это текстом о том, что ему нужно срочно ехать и зная о том, что дамбу вот-вот затопит. То ведясь на абсолютно нелогичные словесные построения (зачем красть взятку, которую ты и так получишь?). То забывая поставить будильник или выйти на улицу во время важного разговора. То становясь посреди дамбы, которая с минуты на минуту покроется водой чтобы написать длинную смс. С интеллектуальными способностями у нашего Сэма имеются серьезные проблемы.

Любопытен образ созданный Кэтрин Уотерстон («Фантастические твари и где они обитают», «Чужой: Завет», «Война токов»). Ее Джес, автор диссертации «Суды над ведьмами в Эссексе». Женщина, допустившая в жизни немало ошибок, в первую очередь с браком. Нежно любящая дочурок мать. Не чуждая алкоголю и более крепким веселящим субстанциям. Скрывающая внутри немало секретов. Еще и развитие образа зрителю подарит прям библейское (вот только причину именно такого развития нам не покажут).

Как и героиня «зимней» части в исполнении Наоми Харрис («Левша», «007: СПЕКТР», «Рэмпейдж»). Чернокожая «активистка» Хелен с двумя дочерьми, за которых она искренне переживает. Ради которых готова абсолютно на все.  Вместе с тем, упорно не понимающая намеков, которые ей отваливают на каждом шагу. Пережившая тяжкую трагедию. Понятное дело, попавшая на остров не просто так.

Без актуальных для британцев тем типа засилия мигрантов постановщики нас, конечно, не оставят. Проедутся по избранности, предназначению, психозам – индивидуальным и массовым. Ощущению себя пупом мира. Тьме внутри нас. Гордыне, ярости, мании величия. Эдакий психологический калейдоскоп с патологиями. А уж концепт религиозных войн и вовсе становится одной из основных тем как минимум двух третей сезона. Особенно если каждая сторона не просто считает себя искренне правой, но и берет ответственность поправить дела на всей планете. Осе — как душа и зеркало большого мира? Смысл тогда при кривой роже на зеркало пенять.

Эрго. Психоделическая зарисовка о людях, их вере, гордыне, маниях, горе, психических разладах. Учения о душе постановщики отсыплют нам с лихвой. И об антураже не позабудут. И об отменной актерской работе. Жаль выводы из всего показанного следуют не особо лицеприятные для гомо сапиенсов.

Режиссер: Филиппа Лоуторп, Марк Манден

В ролях: Джуд Лоу, Наоми Харрис, Кэтрин Уотерстон, Пэдди Консидайн, Эмили Уотсон, Марк Льюис Джонс, Джо Блейкмор, Амер Чадха-Патель, Фрейя Аллан, Бьорье Люндберг

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.