Повелительница фигур, или «Шахматы бывают прекрасными»/Пешка, ставшая ферзем
Бет Хармон была сиротой. Восьмилетней девочкой, после смерти матери в катастрофе, попавшей в приют. Именно там она познакомилась с шахматами. Влюбившись в эту игру с первого взгляда. Там же она попробовала наркоту — транквилизаторы, растормаживающие мозг, дающие волю воображению.
Через некоторое время она была удочерена, и начала свой путь к вершинам шахматной славы, побеждая на турнирах и чемпионатах.
Но все это время Бет знала, что есть один шахматист, стоящий на несколько голов выше коллег. Василий Боргов из СССР. И чтобы стать лучшей в мире, рано или поздно ей придется потягаться с этим не знающим промахов и сомнений спортсменом.
Шахматы одна из самых известных логических игр, появившаяся на свет на чуть ли не полторы тысячи лет назад. Была она чертовски популярна и в «тюрьме народов», когда множество мальчишек и девчонок Союза если не играли в нее в многочисленных кружках и секциях, то, как минимум, знали правила, время от времени сражаясь с родителями в домашних условиях. В кино она тоже гостила не раз, хотя передать на экране напряжение и красоту этой игры дело непростое.
Посему когда Netflix взялся за экранизацию одноимённого романа Уолтера Тевиса, изданного в 1983 году, больших ожиданий новый проект не вызывал.
Однако у постановщиков The Queen’s Gambit карта легла как надо.
Вариантов перевода сериала с ходу называют минимум три штуки — «Ферзевый гамбит», «Ход королевы», «Королевский гамбит».
В первую очередь хочется отметить актерскую работу Ани Тейлор-Джой («Сплит», «Стекло», «Острые козырьки») ставшую настоящим украшением ленты. Ее Бет хороша. Причем Ане подготовили неплохую площадку для дальнейшей работы еще с первой серии. Айла Джонстон, изображающая маленькую Бет, сделал все, чтобы влюбить зрителей в героиню. Хмурая девчонка, очарованная шахматной магией с первого взгляда и навсегда. Обстоятельная малышка, готовая играть, играть и еще раз играть. С минимумом теории бросающаяся в бурные воды «Смерти шаха». Гениальный ребенок, подсевший на транквилизаторы и перерабатывающий плюшки, дающиеся наркотой в визуализацию и прорывы в своем любимом увлечении. Также стоит отметить случайного учителя мистера Шайбла (Кэмп («Линкольн», «Самый пьяный округ в мире», «12 лет рабства», «Черная Месса», «Золото», «Недруги», «Красный воробей», «Власть», «Джокер», «Чужак»). Продемонстрировавшего правильное обучение неожиданного самородка. Зацепить на недоговоренности, заинтересовать, дать втянуться, затем по возможности поделиться литературой. Шоб нам всем такие уборщики попадались – сколько бы талантов не пропало зря.
А затем в дело вступает Тейлор. Да, актриса, которой 24 года, изображающая 13-летнюю девочку смотрится несколько «пидстаркувато». Хотя постановщики бросают парочку намеков, что на самом деле Бет несколько больше лет, чем все думают. Да и Аня из всех сил старается. Бет — довольно сдержанная, вся в себе, временами ведет себя как настоящий ребенок. То пробежится, наплевав на взгляды окружающих, то засмущается, встретив незнакомую еще грань жизни, то на кровать в обуви запрыгнет, переполненная восторгом. Но главное – Тейлор хорошо показывает нам взросление человека. Причем человека, абсолютно несоциализированного, открывающего для себя то, с чем обычные дети сталкиваются каждый день. Школа с ее тупенькими одноклассницами. Интерес к мальчикам. Отсутствие друзей. Жажда общения. Первое пиво и глоток коктейля. С каждой серией Элизабет обретает опыт, развивается, что актриса добросовестно демонстрирует зрителю с помощью своих огромных глаз, меняющей походки и повадок. Познает заботу и нежность, учится ценить поддержку и прикосновения.
Но все же львиную долю жизни Бет занимают шахматы. А в шахматах ей мало равных. И это при «дырках» в теории, практически полном отсутствии информации об организации шахматных соревнований, на голой практике. Острый ум, знание математики, живое воображение, шикарная способность просчитывать варианты развития ситуации, скорость принятия решений, интуиция. Вдобавок дружеское плечо, подставленное транквилизаторами, разгоняющими ее и без того способные мозги до невиданных высот. Бет аж никак не идеальна. Она упряма, иногда злится, одержима игрой, считает себя безгрешной («Ищу свои слабые места, но не нахожу»), ловит «звездочку», обычные шахматы для нее «скука смертная», балуется с наркотой, побухивает, покуривает, а затем начинает пить, как извозчик. Считает шахматы целым миром, где чувствует себя в безопасности. Ведь тут в неудачах можно винить лишь себя.
Жизненный, отлично исполненный образ.
На ее примере постановщики говорят со зрителем о наркозависимости, алкоголизме, нестабильной психике, одиночестве, дружбе, роли женщины в мужском мире. Проект при желании можно назвать феминистическим, но на самом деле это рассказ о жизни по-настоящему, фанатично увлеченного человека. Его пол здесь вторичен, добавляя некоторых изюминок повествованию, но аж никак не его определяя. А настолько сильные увлечения завораживают посторонних, но частенько приносят объекту не только лавры, но и проблемы. Мозг работает на износ, нередко используются различные костыли для его разгона, как то алкоголь и наркота. Страдает психика. За все приходится платить, тут не поспоришь.
Сериал консультировал самолично 13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров.
Шахматные партии в сериале, если верить профи, показаны достаточно адекватно. И что гораздо важнее для зрителя, успешно удерживают внимание этого самого зрителя. Операторы удачно комбинируют игру на доске, акцент на фигурах, с крупными и средними планами игроков, глазищами Тейлор-Джой, реакцией людей, наблюдающих за матчами, комментариями радиожурналистов в прямом эфире, музыкальным сопровождением. Игроки не тормозят, практически не раздумывая над ходами (одно из основных отличий сериала от реальности, где шахматисты предпочитают перед тем, как хвататься за фигуры, хорошенько подумать). Приятно передана обстановка шахматных турниров с жеребьевкой, общением и отношениями игроков, зрительским вниманием (в Америке шахматы тоже весьма популярная игра). Постановщики играются с разными вариантами показа партий, некоторые начинаются под комментарий радиожурналиста без показа игроков. Некоторые поданы в стиле кинохроники/нарезки с составными кадрами и разделением экрана между несколькими противостояниями. Или как при завершении финальной партии: без демонстрации доски, на эмоциях зрителей и участников.
Плюс спецэффекты в виде визуализации шахматных партий на потолке после употребления транквилизаторов. Или показ просчета вариантов Бет (которое нам демонстрируют прямо на доске в виде появляющихся и исчезающих фигур), создающей в воображении разные возможности развития партии.
Качественно передана атмосфера 60-х. Начиная с приюта для девочек. Продолжая нарядами, одеждой, обувью, прическами той эпохи. Автомобилями, магазинами, фотоаппаратами, школой, ресторанами, оформлением общественных зданий, частных домов и гостиничных номеров. Обслуживанием в самолетах, непременным курением, где угодно. Вдобавок благодаря путешествиям героини по городам и весям сперва Штатов, а затем и мира, мы побываем в Лас-Вегасе, Мехико, Париже, Москве. Об обычных американских городах и говорить нечего.
По мнению некоторых знатоков, образ Бет Хармон во многом основан на личности реального человека — 11-го чемпиона мира по шахматам, называемого порой сильнейшим шахматистом XX века. Роберта Джеймса Фишера. В 14 лет победившего в чемпионате США среди взрослых. В 15 ставшего самым молодым на тот момент гроссмейстером. В 29 лет, в 1972 надевшего мировую шахматную корону, обыграв в «матче столетия» предыдущего чемпиона, советского шахматиста Бориса Спасского. Фишер прервал советскую монополию на титул чемпиона, длившуюся с 1948 года. А если считать Алехина — еще дольше. После победы Фишер не принял участия ни в одном официальном матче. Поговаривали о его проблемах с психикой.
Имеются в сериале неплохие второстепенные персонажи.
Как то предыдущий чемпион США Бенни Уоттс (Броди-Сэнгстер («Бегущий в лабиринте», «Звёздные войны: Пробуждение силы»). Еще один отличный шахматист, эдакий ковбой в непременном стетсоне и с ножом на поясе. Забавный, самовлюбленный, нагловато-самоуверенный парень, ставший хорошим партнером Бет.
Приемная мать Бет, изрядно закладывающая за воротник Элма Уитли (Хеллер), показавшая девочке, что такое забота и родной дом.
Или безэмоциональный и невозмутимый советский чемпион Василий Боргов (в исполнении поляка Марчина Дорочиньского), фанат игры, собирающийся умереть за доской.
А вот в поездке в СССР имеются карикатурно-забавные моменты. Особенно порадовал юноша, на вид максимум лет 13, развозящий по ресторану крутой гостиницы ведерко со штофом водки, предлагая постояльцам дерябнуть «по соточке».
Хотя, в общем, визит Бет в Москву показан с уважением к советской шахматной школе, традициям игры в Союзе и практически всенародной любви наших людей к шахматам.
Эрго. Приятный шахматный проект, совмещающий показы спортивных баталий с психологическими этюдами на примере гениальной сироты. Отличная работа Тейлор-Джой, неплохой антураж времени, корректное изображение партий.
Режиссер: Скотт Фрэнк
В ролях: Аня Тейлор-Джой, Томас Броди-Сэнгстер, Билл Кэмп, Моусес Ингрэм, Гарри Меллинг, Хлоя Пирри, Марчин Дорочиньский, Исла Джонстон, Аннабет Келли, Мариэль Хеллер, Янина Элькин, Айла Джонстон, Джейкоб Форчун-Ллойд, Мэттью Дэннис Льюис, Рассел Льюис