Двойная судьба, или Хлопцы! Не берите в голову!
Джо Дикон некогда слыл легендой полиции Лос-Анджелеса – детективом с лучшим процентом раскрываемости убийств.
После одного дела Джо оставил Город Ангелов, став помощником шерифа в провинциальном округе Керн.
Через пяток лет, приехав по делам в ЛА, Дикон узнает, что в городе объявился маньяк, на счету которого уже 6 жертв. Джо знакомится с молодым, амбициозным детективом Джимми Бэкстером, расследующим эти преступления, и включается в работу вместе с ним.
Не потому, что Джо заскучал в своей глуши. А потому, что почерк злодея напоминает ему о нераскрытом деле, из-за которого Дикону пришлось покинуть калифорнийский рай.
Лент о паре копов: опытном зубре и молодой да рьяной ищейке, кинематограф подарил нам выше крыши. От «Смертельного оружия», «Семи», через «Патруль» и аж до недавнего «Полицейского седана».
Дензел Вашингтон («Рикошет», «Багровый прилив», «Маньчжурский кандидат», «Код доступа «Кейптаун»», «ДежаВю», «Два ствола», «Экипаж», «Великий уравнитель», «Ограды») уже неоднократно примерял на себя костюм копа, вспомним хотя бы еще один фильм о напарниках – «Тренировочный день». Однако Джо Дикон серьезно отличается от Алонзо Харриса.
И не только потому, что Джо стар, жутко устал, перенес инфаркт, развод, трагедию, крушение карьеры. Это просто очень разные люди. Дикон до отъезда в округ Керн – прям идеальный полицейский. Цепкий, наблюдательный, опытный. И даже после «сгорания на работе» и пяти лет добровольного изгнания в пустыне, Джо не растерял своих профессиональных качеств. Хотя стал общаться с трупами, а у некоторых старых знакомых вызывает сожаление, пополам с опаской. Молчаливый, пузатый, седой старик (Дензел либо конкретно состарился (дык, 66 годочков, чай), либо респект гримерам), способный с первого взгляда увидеть то, на что не обращают внимания молодые полицейские. Услышать нужную информацию в потоке словоблудия. Не поленится сходить еще раз-другой на место преступления. Раскопать еще парочку незамеченных мелочей. А потом, словно бульдог, вцепиться зубами в холку подозреваемого, не спуская с того глаз.
Вашингтон, как всегда, спокойно-убедителен.
Оригинальный перевод названия ленты – «Маленькие вещи», те самые детали и мелочи, о которых неоднократно говорит Дикон.
The Little Things уделяет немало времени рутинной, будничной работе детектива. Работе в которой важна каждая мелочь. Сбор улик. Тщательное обследование локации. И не один раз. Разбрасывание нескольких крючков, в надежде на добычу («это как рыбалка – правда, много дней без улова»). Проверка людей, попавших в сеть. Долгое, нудное, выматывающее все нервы наблюдение. Напряженная слежка за автомобилем на шоссе — ни в коем случае не сразу за машиной потенциального гада, а через несколько авто, чтоб не засек (и даже так не всегда помогает). Несанкционированные обыски. Игра с подозреваемым в кошки мышки.
Юный падован-детектив в исполнении Рами Малека («Морской бой», «Need for Speed: Жажда скорости», «Богемская рапсодия» каши не испортил. Юный пижон в идеальном костюме и темных очках. Лощеный сноб, в глубине души жаждуший поработать с легендарным полицейским старой формации. Постепенно открывающийся перед Диконом, впитывающий его ухватки, манеру работать.
Перед нами намек на сыновье-отеческие чувства, когда молодой пацан, взваливший на плечи ответственность за семью, и гордое звание лучшего детектива отдела, всей душой тянется к опытному коллеге. Искреннее товарищество, возникшее в процессе общения двух профессионалов. Аллюзии на похожий (до дрожи) путь старого и молодого копа. Судьба Дикона, повторяющаяся в исполнении Бэкстера.
Пара Джона и Джимми становится одной из сильнейших линий фильма.
Полицейская работа в ленте показана как чертовски сложное и треплющее нервы занятие. Провести расследование, ничего не упустить. Пройти через общение с родными жертв. Не просто уверится в виновности подозреваемого, но и отыскать надежные улики.
Не забываем про запах разложения, зрелище трупов не первой свежести, наблюдение за людской жестокостью. Сложность попыток удержаться на грани, не свалившись в карающую справедливость, переняв на себя функции суда и Господа Бога. Не перейти границ. Возможностей валом – но и ответственность велика. Если ты нормальный человек.
Но самое главное, по мнению постановщиков, для копа, расследующего убийства, не принимать судьбу жертв слишком близко к сердцу. Иначе не выдержишь, сорвешься.
Противником наших доблестных копов выступает некто Альберт Спарма (Джаред Лето («Американский психопат», «Телефонная будка», «Далласский клуб покупателей», «Отряд самоубийц», «Бегущий по лезвию 2049»). Пузатый (это они на карантине разжирели все, или опять грим?) ремонтник с длинными патлами и забавной походкой. Фанат криминальной хроники, слушающий дома полицейскую волну. Любящий морочить голову копам. Самоуверенный, циничный, наглый, обжигающий демоническим взглядом. Кто именно будет целью напарников, понятно с первого появления Лето на экране (кто будет гонять такого большого бвану ради минутной роли?). А вот дальнейшее развитие событий отличается от большинства фильмов про маньяков, концентрирующихся либо на поиске убивцы, либо на психологических аспектах происходящего («Крах», «Мерзлая земля»). Создатели «Дьявола» играют со зрителем, не раскрывая карт, окуная нас в болото непонимания, заставляя вместе с напарниками сомневаться, терзаться, пытаться разобраться в сложном деле. Оставляя свою ленту до некоторой степени с открытым концом, перекликающимся и дискутирующим с работой Финчера. Вот будет у пацанов в ЛА облом, если через некоторое время появится следующая жертва.
Далеко не всем зрителям такой прием придется по нутру, но право на жизнь он имеет.
Не оставят нас без демонстрации изнанки Города Ангелов. Ретро автомобилей (дело происходит в 1990-м). Коротких флешбеков старого дела Дикона (в духе «Настоящего детектива».
Жаль, оригинальностью «Дьявол» блеснуть не сможет.
Эрго. Тягучий, неторопливый (порой даже слишком), медитативный детективный триллер с хорошей демонстрацией полицейской работы и неплохими персонажами. А вот минимум динамики, изрядная узнаваемость (кто сказал клише?) и спорное завершение может разочаровать.
Режиссер: Джон Ли Хэнкок («В погоне за Бонни и Клайдом»)
В ролях: Дензел Вашингтон, Рами Малек, Джаред Лето, Терри Кинни, София Васильева, Крис Бауэр, Джейсон Джеймс Рихтер, Натали Моралес, Том Хьюз, Стефани Эрб, Мишель Хайатт, Адам Харрингтон, Джорис Джарски, Керри О’Мэлли, Эбони Эн Майо, Изабель Аррайза, Джей Доунинг, Джон Харлан Ким, Томас Кроуфорд, Джефф Корбетт, Эмиль Лоуренс, Боб Голубь, Маттео Мензиес