Детишки, спасшие мир, или Юность рыцарям не помеха
Далекий неведомый мир, погруженный в пучину средневековья.
Юный Тиури (Уилсон) не слишком надеялся стать рыцарем Дагоната. На фоне остальных претендентов, искусных в обращении с оружием, ловких и сильных, пацан смотрелся слабо.
Однако почти справился, если бы не таинственный рыцарь, поручивший Тиури доставить королю Унавена жизненно важное послание.
Задание прямо скажем нелегкое. Проблема была не только в сжатых роках и огромном расстоянии до цели. Но и в разыскивающих письмо Красных всадниках безжалостного принца Веридиана – одного из опаснейших людей в мире.
Подростковое фентези имеет немалую армию своих пубертатных поклонников, и, периодически даже радует любопытными решениями. Вспомним хотя бы «Золотой компас» (http://perekat.kiev.ua/золотой-компас-the-golden-compass-2007-рецензия-обзор/ ), или сериальный вариант экранизации Пулмана «Темные начала» (http://perekat.kiev.ua/his-dark-materials-темные-начала-сериал-2019/ ), «Седьмого сына» (http://perekat.kiev.ua/seventh-son-2014-рецензия-обзор/ ), «Дом странных детей Мисс Перегрин» (http://perekat.kiev.ua/дом_странных_детей_мисс_перегрин_miss_peregrines_home/ ). Правда, чаще всего недостатков у этого поджанра на порядок больше чем достоинств. Однако в период, когда новые серьезные фентезийные проекты на паузе, можно взглянуть и на детскую фентезюху.
«Письмо», снятое голландцами по книге голландской же писательницы Тонке Драгта «Письмо королю» (вышедшей в 1962(!), на английском, правда, изданной то ли в 2013-м, то ли в 2014-м), может подбросить несколько интересных моментов, портя восприятие уникальной наивностью и рядом банальных анахронизмов.
В преимущества сериала можно занести красивую природу (интересно, где снимали? По слухам отнюдь не в Нидерландах: как говорят, в кадре засветилась Новая Зеландия (кто бы сомневался!!) и Чехия). Горы, щедро усеянные деревьями, ущелья, полные валунов, заснеженные вершины под облаками, густые леса, просторные, холмистые равнины, бурные реки. Камера, не стесняясь, демонстрирует очаровательные пейзажи, задерживаясь на завораживающих панорамах, горных пиках, лавинах, приятных деталях и прочих прелестях мира.
Красивые замки, гордо возвышающиеся над землей и затерянные монастыри (опять же непонятно, что снималось в реале, а что дорисовывалось на компьютере).
Вполне адекватные платья и средневековые наряды, доспехи, не забыты те же поддоспешники. Мечи в основном претензий не вызывают, а вот резиновые, трясущиеся от удара древком о землю наконечники копий (с ходу напомнило «Падение ордена») позабавили.
Расчет постановщиков идет исключительно на целевую аудиторию, взрослое поколение все составляющие «Письма» видело и читало не раз, в самых различных вариациях. Судьбоносное пророчество, юный избранный (для подростковой литературы 1962-го однозначно свежо). Испытания для юных кандидатов в рыцари с финальным бдением в полном призраков склепе. Верный конь с нюхом на письмо, работающий роялем в кустах и богом из машины. Кровожадные красные всадники, погрязшие в войне, доблестные серые всадники (оказавшиеся натуральными «лохами», не сумевшими изничтожить, похоже, ни одного из оппонентов), таинственные монахи, турнирчики, шатры и приемы. Плюс погони, стычки, драки в тавернах, чудесные спасения, легенды, путешествия пешком, верхом и на кораблях, предательство, дружба, потери, Кровавая Луна, Зверь, серьезный нежданчик. И совсем чуток магии, для блезиру и для финалу. Шаблонно, увлекательно, с приключениями. Чего еще надо молодому организму?
Снято все скромно, но со вкусом, бюджетно, но глаз не царапает. Видно, что о голливудских сотнях миллионов постановщики даже не задумываются, но выделенные им средства не пропили в той самой таверне, а использовали с толком.
Перед нами три сюжетных линии, герои двух из которых постоянно находятся в движении.
Путешествие Тиури с Лавинией. Преследующая их четверка/пятерка недорослей. И двор Дагоната с принцами, принцессами и рыцарями. Также имеются периодические телетайпные включения из ставки главгада. Причем дорогу с увлекательными приключениями нам показывают гораздо чаще, чем невнятные дворцовые интриги. Логично, что скажешь.
Актеры не поразили, но и кашу полностью не испортили.
Тиури (Уилсон «Темные начала») – ловкий, быстрый, но не сильный парнишка, который ни ловкости, ни быстроты за весь сериал, ни разу, пожалуй, не проявил. Герой пророчества, должный остановить Тьму. Наивный, хороший ребенок с большим сердцем. Уилсон показал себя получше, чем в «Началах», но сказать, что его игра запомнилась – откровенно слукавить. Особого актерского таланта въюнош пока не демонстрирует.
Боевая девица Лавиния (Руби Эшборн Серкис), дочь Энди Серкиса как по сериалу, так и по жизни. Яркий типаж той самой молодой дамы, что и коня на скаку и в горящую избу. Тока б не замуж. Плюс красавица, умница, спортсменка, жаль не комсомолка. Романтическое увлечение протагониста (причем небезответное). И не только.
Юные четыре мушкетера/терки, преследующих главгероя: ловкая азиатка Илона, лютнист Джусипа (да вы прикалываетесь?!), сильный как бык и тупой Арман, невнятный Фолдо, который никогда не заканчивает предложения (кроме как в «страшилках»). И в дополнение пронырливый малец Пиак.
Также задержались в памяти главный злодей принц Веридиан (Блом) — то ли искренне уверенный в своей правоте, то ли талантливо себя обманывающий.
Лидер Красных всадников – изломанное и беспощадное дитя войны.
Да пожалуй, королева Элианор (Коккерель) с принцем Иридианом (Офтебро) с их несостоявшимся романом.
Отдельное спасибо за приглашенных звезд.
Типа заслуженного Фарамира Голливуда Дэвида Уэнама («Железный кулак») с его лордом-отцом. Благородным, но глуповатым.
Духа Горлума/Кинг-Конга/ Цезаря/Сноука Энди Серкиса («Престиж», «Хоббит: Нежданное путешествие», «Планета обезьян: Война», «Звёздные войны: Последние джедаи», «Чёрная пантера») в роли мэра милого городка, поправляющего бюджет поселения охотой за головами.
Харизматичного датчанина Кима Бодния («Мост», «Убивая Еву») с его общиной заблудших душ и отличной философией. Милый персонаж.
А жирненький армянин (ух ты – иранец?) сэр Фонтенар (Джалили) единственный, кто показывает подросткам путь, несколько отличный от пути классического дуболома-рыцаря. Он у нас коварный беспринципный политик-мужчина. Один на весь мир. Не считая короля Дагоната (и то отчасти).
Ведь подавляющее большинство здешних взрослых персонажей, к сожалению, наивные как эльфийские воины, и черно-белые, как шахматные фигуры.
Также портит проект масса анахронизмов и нелепостей. Понятно, что мир абстрактный, как бы к нашей истории отношения не имеющий, отсюда засилие в средневековой локации негров и даже азиатов. Но при этом мир «Письма» от земного практически не отличается. Имеется религия, церковь, проводящая свадебные и прочие обряды (неясно правда, какому богу поклоняется эта церковь), понятие преисподней, цитаты из Данте. Рыцарство, замки, короли, турниры, широкие мечи, арбалеты. Соответственно перед нами мир, находящийся на уровне земных средних веков и прочего феодализма.
В этом ключе весьма забавно слышать от героев упоминание о воскресных школах, лицезреть стальные фляжки современной работы, стеклянные бокалы в захудалых тавернах и стеклянные окна в замках. Наблюдать за убийством знатного лорда в его собственном замке горсткой жлобов, под предводительством другого лорда примерно того же положения, с последующим полным сожжением укрепления. Вопрос вызывает не сам факт убийства, а его обстоятельства, плюс умственные способности жертвы, к которой убийцы вломились прямо в личные покои. Где стража, где оруженосцы, где вооруженная дворня, наконец? Напоминаю – в его собственном замке. И таких проколов в сериале выше крыши.
Не обошлись создатели сериала без «тонкого юморка», типа заявления принца принцессе: «король был чемпионом по пердежу и отрыжке». И поклона толерантности (это не считая негров и азиатов). А жаль.
Эрго. Классическое подростковое приключенческое фентези-путешествие, радующее природой, собственно приключениями, появлением «приглашенных звезд». А вот шаблонность, черно-белость персонажей и анахронизмы можно было бы оставить за кадром.
Режиссер: Алекс Холмс, Чарльз Мартин, Феликс Томпсон
В ролях: Амир Уилсон, Хайс Блом, Руби Эшборн Серкис, Натаниэль Сале, Таддеа Грэм, Ислам Буакказ, Джек Бартон, Питер Фердинандо, Джона Лис, Тауфик Бархом, Дэвид Уэнам, Ким Бодния, Энди Серкис, Омид Джалили
P. S. Только не спрашивайте меня о великом сакральном смысле отправки этих писем. Учитывая финал – он отсутствует. Разве что в контексте необходимости любого нормального Черного Властелина создать Колечко от гранаты, дернув за которое герой разнесет Злодея к чертовой матери. Как, собственно и о манере отсылать важные мессаги одним-единственным гонцом (а не эскадроном гусар летучих).