Люк Скалл «Грозный отряд». — СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2014 г. (Серия: Fantasy Club). Первый роман цикла «Грозный отряд».
А не трогайте Вседержителей руками! или В темном-темном мире жило темное-темное фентези
Боги мертвы. Убиты лордами-магами — чародеями, после смерти Вседержителей ставшими самыми могущественными существами в мире. Тиранами, жестокой рукой правящими государствами Благоприятного края.
Все бы хорошо, но волшебство в этом мире напрямую связано с Божествами. И теперь первозданную магию лорды могут получить лишь на месте гибели своих жертв. А ее становится все меньше.
Далеко не всем жителям края по нраву правление Лордов-магов. В Сонливии, вотчине Салазара, даже возникла группа Осколков – людей, всеми силами противящихся тирании Лорда. Чтобы нанести ему удар в самое сердце, они планируют диверсию в Стенающем разломе — единственной шахте страны, где добывают магию. В этот смертельно опасное предприятие отправляются несколько Осколков и два пожилых горца-варвара. И это лишь первое звено в цепи событий, приведших к изменениям во всем мире.
Перед нами классическое «темное» фентези – эдакий Аберкомби-лайт. Причем «лайт» не по количеству чернухи, выливаемой на читателя, этого добра в достатке, а по уровню писательского мастерства. Все как полагается по новомодной тенденции. Нет светлых и темных персонажей. Все кошки, понятное дело, серы. Герои – представители здешних Темных веков, и черты цивилизованного человека в них нужно искать ясным днем при хорошем освещении. Но даже если в них встречаются некие зачатки морали и доброты, персонажи поразительно тупят или упорно не пользуются мозгами по причине молодости. К сожалению, если у Джо персонажи стали одним из самых сильных мест, у Скалла все похуже. Практически каждый из его протагонистов, что называется с одной извилиной, служит носителем одной идеи и думает одну мысль. И даже если развивается (и такое бывает), исключительно в рамках своей генеральной линии.
Имеется наивный, глупый героический юноша, с запудренными мозгами (Джезаль?). Наркотическая фемина – приложение его любовных терзаний. Амбициозная, но добрая в душе чародейка-горка. Таинственный, поразительно способный слуга. Таящий мстительные порывы полумаг-калека, реверанс в сторону Глокты. Глава Манипуляторов – магических бойцов Салазара – еще один претендент на это почетное имя. Плюс обязательный для последователей Аберкомби пожилой, но весьма крепкий варвар (даже два, чтобы мало не показалось), а вместо одного коварного Байяза целая толпа лордов-магов, играющих между собой в кровавую Игру престолов.
Во всей этой шаблонной и вторичной схеме есть лишь одна идея, выделяющая книгу Скала из общей серой массы. Концепция связи мира с богами, и происхождения магии из их «невинно убиенных» трупов. Этот мир, что довольно логично, был плотно завязан на своих Вседержителей. И когда местные Саруманы, ценой огромных потерь изничтожили богов, мир начал потихоньку умирать. А когда трупы богов перестанут источать магию, их убийцы превратятся в обычных смертных. Эдакое почти кармическое воздаяние.
За этот концепт автору бесспорный респект. Но как на меня одного этого маловато, чтобы уделять внимание циклу в дальнейшем.
Сюжет не ограничивается местной антиутопией – Сонливией с ее изничтожением магов и ястребами, следящими за недовольными. Хватает и других линий, пока вторичных по отношению к Сонливии, но имеющих неплохой потенциал. Там тоже отнюдь не рай земной. Коварная Белая Госпожа с ее бравыми девицами и чернокожими наемниками. Высокие Клыки – держава Шамана с горцами, оборотнями, чародейками, демонами и поголовными вырезаниями непокорных городов.
К сожалению, автор мало описывает магию, о ней говорится вскользь, пунктиром, Скалл однозначно не Перумов. А ведь это могло стать еще одной фишкой книги. Как вам «софистика» — форма колдовства сосредоточенная на искусном обмане и манипуляции сознанием? Х-м, оказывается у автора чувство юмора имеется. А за всей этой чернухой сразу и не скажешь.
При всем этом, у искренних любителей темного фентези есть шанс остаться довольными, несмотря на общую штампованность произведения. В принципе тут есть все, чего жаждут от этого поджанра. Хватает неаппетитных картин средневекового быта, людской боли, грязи, дерьма, сволочизма и подлости. Имеют место поединки, сражения с нечистью, чудовищные демоны и стойкие горцы. Далеко не все герои доживут даже до экватора книги, не говоря уже о финале. А к завершению нас одарят продолжительным, взрослым, масштабным сражением, перемешанным с осадой. Изящным политическим пассажем, и неплохим заделом на будущее в виде жуткой угрозы всему человечеству. Причем с двух сторон. Ну, хоть за это спасибо.
Эрго. Чересчур стандартное темное фентези со всеми атрибутами поджанра и всего одной любопытной идеей. Стоит уделять внимание искренним любителям «черной» Страны Фантазии.