В паре шагов от Дерибасовской и Пассажа (http://perekat.kiev.ua/passage-пассаж-одесса-фото/ ) на Соборной площади находится один из самых узнаваемых храмов Жемчужины у моря.
Одновременно молодой и старый, возникший на свет практически вместе с Одессой, возродившийся из пепла, подобно легендарному фениксу.
Как я уже сказал, этот храм ровесник Южной Пальмиры. Уже в 1794 (год общепринятого основания Одессы) было освящено место для строительства будущей церкви Николая Чудотворца (некоторое время она побудет «врио» будущего собора), а через год установлен первый камень. В том же году было символично заложено основание каменного храма на Соборной площади.
Проект инженера В. Вонрезанта хотели открыть для народа в 1797 году, однако этот торжественный момент был отложен аж до 1808-го. Смена императоров, знаете ли, даром не проходит. Екатерина, радевшая за храм, отправилась на встречу с Создателем, а Павел многие строительные работы в городе заморозил. Благо после 1803-го, когда за храм «вписался» градоначальник — знаменитый Ришелье, дело пошло живее.
Почему Преображенский а не Николаевский?
25 мая 1808 года, архиепископ Екатеринославский освятил главный алтарь собора во имя Преображения Господня, правый посвятили Николаю Мирликийскому, левый — святителю Спиридону. Все логично, что главнее — в честь того и собор.
К 1837 к собору добавилась колокольня. Тут же подоспело объявление Одессы епархиальным центром Херсонской епархии. Спасо-Преображенский собор приобрел значение кафедрального.
До конца века храм расширяли и переделывали, в 1894, например, провели капитальный ремонт.
В 20 веке работы над улучшением не прекратились. Менялись фасады, интерьер, достраивались купола, портик.
Когда завершилась реконструкция 1903 года, Спасо-Преображенский превратился в один из крупнейших храмов Российской империи. Вместимость до 9000 прихожан, размеры — 90х45 метров, высота колокольни — 72 метра.
А еще храм был попросту очень красивым, светлым и духоподъемным.
К 1932 храм закрыли, и «как не представляющий архитектурной ценности» в 1936 сравняли с землей. Как рассказывают, Спасо-Преображенский сдался не сразу – строили на совесть, посему взорвали колокольню, рухнувшую на собор.
Отдельная нелицеприятная для новой власти и революционного народа история произошла с телами четы Воронцовых, захороненными в соборе «в знак признания их заслуг перед Одессой, ввиду благочестивого образа жизни и многочисленных дел милосердия». Скелеты извлекли из саркофага и выбросили у забора кладбища на Красной Слободке, одного из беднейших районов города (но и тут нашлись люди, захоронившие останки уже на кладбище). В процессе испарились сабля, ордена, украшения и даже шитая золотом одежда покойных.
Под шумок пытались изничтожить и памятник Воронцову, но не сложилось – трактор, пытающийся сдернуть статую с пьедестала, оказался слишком слабеньким.
После падения советской власти одесситы задумались о возрождении собора, и с 1996 потихоньку приступили к делу. Расчистили фундамент, в 1999 освятили начало строительства, по старой комсомольской привычке, заложили капсулу будущим поколениям. Завершили работу к 2005 году, причем опирались на уцелевшие фото старого собора, стараясь воссоздать его облик в точности. Тогда же вернули в собор чудом уцелевшие останки четы Воронцовых. А через три года с колокольни Спасо-Преображенского гордо зазвучал 14-тонный колокол.
Нынче Преображенский одно из известнейших культовых мест города. Добавляет прелести расположение – в самом центре, в результате мало какой турист пройдет мимо возрожденного феникса.
Местные тоже не забывают о Соборной площади. Тут кипят шахматные баталии, гуляют мамаши с детьми, продают свои работы художники, скульпторы и прочие творцы.
Сверху на это бурление одобрительно взирает бронзовый Михаил Воронцов, время от времени любовно поглядывая в сторону своего дворца. Мол, так и надо, мой любимый город живет и развивается.
«Однозначно» – согласно кивает маковками собор, «а его жители вроде за голову взялись, не разрушать принялись, а строить».
Дай бог, чтобы так и продолжалось.