Галантный комиссар на службе Закона, или Младший конкурент Холмса
Вторая половина 18 века. Париж. Молодой комиссар полиции Шатле Николя Ле Флок никогда не стремился к королевскому двору. Вечные интриги, напыщенные дворяне, подлость и предательство на каждом шагу.
Николя всего лишь желал раскрывать преступления и защищать закон. Однако что поделать, если убит сын графа де Рюиссека, и хочешь не хочешь приходится вплотную залазить в змеиное гнездо Версаля. И вращаться в самых что ни наесть высших сферах. Вплоть до маркизы де Помпадур и самого короля.
А в этих самых сферах как выясняется, любой твой неверный шаг может стать последним.
Сериал поставлен по книгам историка и дипломата Жана Франсуа Паро.
На этот проект я наткнулся, изучая отклики на исторические сериалы. «Николя» заслужил самых лестных отзывов и высоких оценок за историчность и антураж, возвышаясь на пьедестале практически сразу после «Рима» (http://perekat.kiev.ua/rome-рим-сериал-2005-2007/). Все же автор книг, послуживших основой для проекта, имеет степень магистра истории и специализируется как раз на Франции 18 века.
И, похоже, отзывы не наврали. Хотя есть у сериала и недостатки, куда ж без них.
Сперва о приятном. Антуражность постановки действительно зашкаливает.
Неверное пламя свечей в уличных фонарях. Отблески света, играющие на грязных лицах горожан. Глубокие тени на ночных парижских улицах, где прячутся разные подозрительные фигуры. Мокрая от дождя брусчатая мостовая, по которой стучат лошадиные копыта. Гремящие по камням колеса карет. Пролетающие всадники. Ты будто погружаешься во французские будни 18 века.
Остроты в блюдо добавляют изюминки того времени, бережно воссозданные постановщиками. «Аутентичные» костюмы, мундиры, платья, мебель, посуда. Длинные мужские чулки, используемые героями. Обильно напудренные лица и разнообразные парики. Засилие крыс на дышащих стариной узеньких улицах. Мрачный, дышащий смертью Монфокон и полные солнца сады при дворе Людовика. Переносные туалеты, которыми мог воспользоваться прямо на улице каждый испытывающий нужду мужик за мелкую монетку (правда, только «по маленькому»). Обширная массовка, добавляющая картине масштабности. Образы королей, их фавориток, дворян, сыщиков, осведомителей, шпионов, торговцев, дам полусвета, разбойного люда и уличных мальчишек. Сквозная романтическая линии Николя и чертовки герцогини. Внешние виды Версаля и шикарно украшенные апартаменты знати. Также герои не забывают «следить за базаром», обращаясь «на вы» даже к врагам в пылу дуэли, а уж непременное «сударыня» во время сексуальных утех – неизбежный атрибут пылкой дворянской ночи.
В общем, для создания атмосферы тех лет постарались создатели сериала на славу.
На эту же мельницу льет воду и главный герой сериала. Николя Ле Флок, маркиз де Ранрей в исполнении французского актера Жерома Робара, без проблем займет свое законное место среди таких романтических властителей женских дум как Атос или капитан Блад. Невозмутимый молодой аристократ, великолепно владеющий шпагой, куртуазный, галантный, отважный, с насмешливым взором, ослепительной улыбкой и ангельским лицом, вдобавок отлично пользующийся своим главным оружием детектива – разумом. Причем Николя умен, умеет делать выводы, не является карьеристом, не стремится ко двору, полон достоинства и отлично знает себе цену. Настоящий алмаз в короне французской приключенческой литературы. Ле Флок даже позволяет себе не обращать особого внимания на аристократическую моду и на фоне напыщенных петухов в париках, напудренных по самое «не улыбайся» выглядит настоящим мужчиной и героем без страха и упрека.
При этом Николя отнюдь не безгрешен, до Холмса по детективному таланту ему далековато (эдакий младший коллега, который не волшебник, а только учится), он допускает ошибки, регулярно получает «по кумполу» (правда, в основном из засады), чем активно напоминает Фокса Малдера (http://perekat.kiev.ua/секретные-материалы-the-x-files-сериал/ ). Порой чересчур эмоционален, горделив, иногда самоуверен и частенько обижается, это явно по молодости. В общем, образ изрядно идеализированный (настоящий французский мужчина), но подверженный многим людским недостаткам. Что лишь добавляет ему вистов, очарования и зрительской любви.
Расследует наш комиссар в основном дела, балансирующие на грани обычной уголовщины и придворных интриг. Кражи лошадей и убийство жены мужем, перебравшим бургундского не его уровень. Он раскрывает убийство графского наследника, затем своего учителя комиссара Лардена, копается в делах о наследстве, борется с дьявольскими кознями и неоднократно спасает репутацию короля. Непременно раз за серию обнажает шпагу, не больше, но и не меньше. В общем, скучать Ле Флоку не приходится.
К сожалению, детективная линия не всегда соответствует отличному историческому антуражу и великолепному герою. В первой серии интрига умирает сразу после рассказа о прошлом графа де Рюиссека. Дальше ситуация выправляется, но до лучших образцов детективной литературы расследованиям Николя как до Киева рачки. Некоторые линии слишком очевидны, о некоторых интересных моментах создатели попросту забывают (к примеру, где объяснения видений в 3-й серии?).
Также постановщиках хочется попенять за слишком неспешный, зачастую медитативный темп развития событий. Масса прогулок по старинным улицам, среди той самой антуражной массовки. Масса скачек из точки «а» в точку «б», что конечно демонстрирует нам отличную посадку и мастерство наездника Николя, но маловато добавляет к развитию сюжета. Все чертовски неторопливо и плавно. Попервой это даже не воспринимается недостатком, но после пары серий понимаешь, что хронометраж сериала вполне можно было бы сократить без ущерба для дела.
Плюс несколько удивил здешний «рояль в кустах» в образе предводителя местных «гаврошей». Опять же когда он первый раз спас жизнь нашему герою, это смотрелось интересно и обещало любопытную интригу. Но когда это стало повторяться раз за разом, вездесущий малец стал несколько утомлять.
Эрго. Колоритный и жутко атмосферный исторический детектив с шикарным романтическим протагонистом. Будь детектив посильнее, а темп рассказа пошустрее, было бы вообще отлично. Но и так получилось весьма достойно.
Режиссер: Николас Пикард, Эдвин Бейли, Филипп Беренжер
В ролях: Жером Робар, Матиа Млекюз, Вимала Понс, Франсуа Карон, Венсан Винтеральтер, Жан-Мари Венлен, Пьер Ремунд, Мария Верди, Сава Лолов, Клер Небу, Моника Мойклэр, Жак Коллар, Жюль Садуги, Натали Руссел, Юлия Турнау, Макс Морел, Камилла Де Паззи, Том Новамбр
Возможно, литературная первооснова очень добросовестна по части историчности (раз автор профессиональный историк), но мне показалась скучной до невозможности. Автор сценария очень постаралася, надо отдать ему должное. Фильм скучать не дает.
Замечательно! Автор рецензии сумел и сюжет изложить, и воссоздать облик и характер героя Николя, дать дух не только того времени, но и конкретных ситуаций, атмосферу двора, ночных улиц, совместить все с анализом достоинств и недостатков фильма. Написано легко, увлеченно, динамично и ярко.