Судьбоносная битва, или Тихоокеанская премьера по-эммериховски
В любой войне случаются сражения, переворачивающие ход истории. Битва на Марне, сражение за Сталинград.
Была такая реперная точка и в войне на Тихом океане. Случилась она ранним утром 4 июня 1942 неподалеку небольшого атолла Мидуэй.
Имя Роланда Эммериха слышал любой, хоть капельку интересующийся кинофантастикой. «День независимости» и его спорное продолжение (http://perekat.kiev.ua/день-независимости-возрождение-independence-day-resurgenc/ ), «Звёздные врата», «13-й этаж», «Годзилла», «Послезавтра», «2012». Не чужд Роланд бодрым боевичкам («Штурм Белого дома» (http://perekat.kiev.ua/штурм-белого-дома-white-house-down-2013-рецензия-обз/ ), а также историческим экскурсам («Аноним» (http://perekat.kiev.ua/аноним-рецензия-обзор/ ). Практически во всех своих картинах Эммерих склонен к эпическому размаху, пафосу и глобальным разрушениям.
Именно этот товарищ взялся рассказать поколению 2000-ных (в 1976 эта битва уже гостила на коноэкранах) историю битвы при Мидуэйе.
Вышло вполне в духе Эммериха, и в целом съедобно.
Порадовало, что при всех упрощениях, натяжках, «монтажах», играх с цифрами, лента вышла более-менее историчной и относительно неплохо иллюстрирующей сражение при Мидуэйе.
Битву, в которой очень наглядно сплелись отличная работа радиоразведки, трудовой подвиг кораблеремонтников, тщательное планирование, предупреждения судьбы, игнорирование этих самых предупреждений со стороны японцев (операцию стоило отложить на неделю-другую), серьезные ошибки с обеих сторон (японцы, к примеру полностью проиграли дебют, слишком поздно узнав об американских авианосцах, американцы должны были лучше организовать взаимодействие пилотов и выход на цель), самопожертвование и героизм опять же как японских так и американских летчиков с моряками, целый ряд случайностей, идущих на руку янки. Пройди мимо штатовские пикировщики, или сумей японцы насытить воздушный патруль над авианосцами истребителями, отбив атаку «Доунтлессов», судьба ребят из цитадели демократии была бы незавидной.
Битву, которая действительно решала судьбу войны на Тихом океане. Войны, которая в случае победы Нагумо и уничтожения трех американских авианосцев (с потерей 1-2 японских), как минимум продлилась бы гораздо дольше, а то и могла перейти в стадию холодной.
Что любопытно, лента показывает японских моряков и пилотов вполне приличными, смелыми, полными достоинства и совести людьми (в отличие от армейских императорских частей), за одним, правда, исключением. Да, кроме нескольких японских флотоводцев (Ямамото, Ямагути, отчасти Нагумо), близко ни с кем из сынов Ямато нас не познакомят – все герои, понятное дело, американцы. Но даже при этом, настолько уважительное отношение к противнику в историческом кино (да и в жизни) встречается нечасто.
Тем, кто заинтересуется реальной войной на Тихом океане, могу порекомендовать шикарную книгу С. Переслегина «Тихоокеанская премьера» — одно из лучших исследований этих далеких от нас, но таких судьбоносных для мира событий.
Да, в ленте хватает киношных условностей и «передергиваний». Многие моменты выхолощены, кастрированы и упущены.
Тот же Рочфорд был капитаном 2 ранга, а не штатской штафиркой, и расколол японский код еще в 1940 году.
Ямамото отнюдь не считал Нагумо никчемным стариком.
Одних атак американской авиации разными силами, типами самолетов с разных сторон и направлений за утренние часы насчитывалось больше десятка – эскадрильи «Доунтлессов» были действительно последним доводом Спрюэнса.
Самолеты Маккласки и Беста штурмовали авианосцы практически беспрепятственно: зенитчики их упустили, «зеро» были заняты, добивая торпедоносцы.
А при атаке «Хирю» противостояли смешанной американской авиагруппе всего 6 истребителей (а не показанная туча), вместе с зенитками сбивших аж 3 «Доунтлесса».
Но это такое, понятно, почему создатели ленты пошли на эти, и другие изменения. Ребятам нужно думать о картинке и не забывать о киношных законах.
В результате картинка получилась чрезмерно компьютерной, но «на уровне». Много видов с высоты птичьего полета и атакующих крылатых машин, взрывов бомб и зенитных снарядов, трассирующих пулеметных очередей, горящих, разваливающихся на куски самолетов. Живенько, захватывающе, антуражно, напряженно. Почувствуйте себя в кабине бомбардировщика под огнем врага (нет, это не компьютерная игрушка).
Это при том, что самой битве при Мидуэйе посвящено около 40 минут из 2 с лишним часов хронометража (что тоже, будем честными, немало). Остальное время мы знакомимся с героями, увидим даже атаку на Перл-Харбор и подготовку к главной битве.
Герои вышли изрядно пафосными и «бронзовыми» (дык Эммерих снимал), но не без интересных черт.
Эд Скрейн («Дэдпул», «В темноте/ Невидимка», «Алита: Боевой ангел») и его бесстрашный Дик Бест — хоть сейчас на пьедестал. Для которого смерть, опасность и война – это игра. Человек, переживший определенные психологические изменения, научившийся более внимательно относиться к людским жизням. Бравый пилот, поставивший на кон свое здоровье, и проигравший его.
Коммандер Кларенс Маккласки (Эванс («Мушкетеры», «Война Богов: Бессмертные», «Ворон», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Хоббит: Битва пяти воинств», «Алиенист») – человек, благодаря которому пикировщики обнаружили таки японские авианосцы, и стали возможными все дальнейшие удачные для американцев случайности. Отважен, непоколебим, слуга царю (президенту), отец – солдатам (пилотам). Еще один памятник.
Коммандер Эдвин Лэйтон (Уилсон («Хранители», «Прометей», «Фарго», «Аквамен») – мускулистый, спокойный разведчик, «ботан»-трудоголик, поверивший своему гению Рочфорду и сумевшему приобщить к этой вере Нимица.
Нимиц (Харрельсон («Голодные игры», «Настоящий детектив», «Планета обезьян: Война», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Хан Соло. Звёздные войны: Истории», «Веном», «В погоне за Бонни и Клайдом») – ироничен, умен, блондинист, настоящий стратег-администратор, разбирающийся в людях и способный отыскать каждому наилучшее место.
Адмирал Уильям Холси (Куэйд («Внутреннее пространство», «Точка обстрела») – еще один флотоводец, не участвующий в самой битве, но получивший от Эммериха гораздо больше времени чем тот же Спрюэнс. Как всегда у зрелого Куэйда монументален, ответственен, могуч.
У Экхарта («Час расплаты», «Я, Франкенштейн», «Падение Олимпа», «Падение Лондона», «Чудо на Гудзоне») тут совсем небольшая роль полковника Джеймса Дулиттла, своим рейдом опосредовано убедившего Ямамото в необходимости атаки Мидуэйя.
В общем, персонажи не самая сильная сторона картины, впрочем, у Роланда так бывало частенько.
Эрго. Красивая, масштабная, на удивление историчная (не без перегибов, понятное дело) иллюстрация определяющего сражения Тихоокеанской войны. Местами пафосно-бравурная, местами изрядно компьютерная, местами завораживающая, местами, эпичная, местами уважительная, местами упрощенная. В целом – смотрибельная.
Режиссер: Роланд Эммерих
В ролях: Эд Скрейн, Патрик Уилсон, Вуди Харрельсон, Люк Эванс, Мэнди Мур, Люк Клеинтенк, Дэннис Куэйд, Аарон Экхарт, Киан Джонсон, Ник Джонас