Комиссар и бабочки, или Увидеть Париж и умереть
Легендарный комиссар устал и подумывает об отставке. Но встречаются еще дела, захватывающие Мегрэ полностью. Как вот это – убийство молодой девушки, найденной без документов, но в шикарном вечернем платье. Комиссар, которому это преступление напомнило о его умершей дочери, впрягается в расследование с неотвратимостью бульдога. Заодно становясь ангелом для еще одной юной провинциалки.
Помимо Шерлока Холмса, мисс Марпл, Ниро Вульфа и Эркюля Пуаро был в мировой детективной литературе еще один гениальный сыщик – Мегрэ. В отличие от остальных детективов, хорошо знакомых как по литературе так и экранизациям, с комиссаром мои пути не разу не пересекались. И вот, наконец, знакомство состоялось.
Мегрэ в исполнении Депардьё («Простая формальность», «Жизнь Пи») оставил приятное впечатление. Обычно великие детективы — люди полные сил и энергии, невзирая на возраст. Но не в этом случае. Перед нами пожилой, грузный, жутко уставший мужчина. Проблемы со здоровьем, никаких отрад, даже любимую трубку и ту приходится оставить! Но это не мешает ему делать свою работу на высочайшем уровне. Мегрэ никуда не торопится, но чтобы остановить его, необходима танковая дивизия. Подмечает детали, делает выводы, раскручивает малейшие зацепки, виртуозно проводит расследование, восстанавливая судьбу погибшей. А если заходит в тупик – не гнушается прислушаться к совету супруги, способной посмотреть на ситуацию с женской точки зрения. Депардьё хорош. Ироничен, непробиваемо уверен в себе, тоскует без курения, искренне заботится о непутевой Бетти, параллельно правда, используя ее для раскрытия дела. До сих пор страдает по ушедшей дочери, что оказывает прямое влияние на это дело.
Детективная линия на уровне. Постановщики с самого начала открыто предъявляют вероятных виновников, затем давая нам возможность посомневаться, и вместе с комиссаром попробовать разобраться в мотивах и нюансах этого дела. Впрочем, хотя подоплека событий раскрывается лишь в финале, техническая сторона не станет сюрпризом для внимательного зрителя. Катерина, к примеру, безошибочно предсказала, как именно произошло злодейство, по истечении трети ленты.
За протагониста и детектив – зачет.
А вот об остальных составляющих хорошего фильма фильма создатели позабыли.
Кроме Мегрэ, никто особо не запоминается. Со второстепенными персонажами в фильме беда. Бетти? Маменькин сынок? Его пассия? Сама мамаша? Вялый восток.
Обстановка тоже не впечатляет. Парижа преступно мало. Дуновения времени не ощущается. Французских особенностей в обрез. Легкий флер нуара и мрачная обстановка парижских джунглей картину не выручают. Как и полное отсутствие саспенса и активного действия. Отчего создателям не пришло в голову позаботиться о достойной оправе для своего главного актерского бриллианта? Да кто ж их знает.
Зато они не преминули поговорить о социальных проблемах Франции (да и не ее одной). Первой обозначив стремление к столице наивных провинциальных простушек. Стремление естественное, но дающее огромное поле деятельности различных мошенникам и извращенцам. Высасывающее соки из всей Франции, калечащее психику и здоровье молодняка, дающее выжить и достичь успеха единицам из жаждущих столичной жизни. Оставляя остальным возможность вернуться в глушь поджав хвост. Или и вовсе остаться в промозглой земле парижских кладбищ. Стремления, с которым ничего невозможно поделать. И остается лишь попробовать спасти хоть кого-то из юных бабочек, провожая грустным взглядом остальных, спешащих к гибельному парижскому огню.
К этой теме вплотную примыкает осуждение богачей и аристократов. Пресыщенных, самодовольных, наглых, попирающих все нормы общественной морали. Вырожденцев, потомков некогда славных родов. Неспособных ни на что без родительских денег и фамильного влияния. Прикрытых зубастыми адвокатами, суеверным страхом и опасением судей, не готовых браться за дело без 300-процентных доказательств. Становящихся для мотыльков из глуши птицами, хищно поджидающими их в тени парижских зданий.
Эрго. Французский детектив, радующий главной актерской работой, социалкой и линией расследования. А вот оформление, как то второстепенные роли или атмосфера — сильной стороной ленты не стали.
Режиссер: Патрис Леконт
В ролях: Жерар Депардьё, Жад Лабест, Мелани Бернье, Аврора Клеман, Эрве Пьер, Элизабет Буржин, Клара Антунс, Пьер Мур, Бертран Понсе, Анн Луаре