Джентльмен-грабитель 21 века, или Незавершенное воздаяние Ассана
La Belle France встретила выходцев из Сенегала Бабакара Диопа и его сына Ассана неласково.
Старшего Диопа обвинили в похищении у влиятельной семьи жутко ценного колье, сфабриковали дело, довели до суицида. Драгоценность так и не нашли.
Прошло немало времени. Выросший, многому научившийся Ассан узнает, что колье выплыло наружу, и будет продаваться прямиком в Лувре.
Парень решает докопаться до правды, выяснив, что именно произошло в те далекие времена, а заодно изъять чертову погремушку у старых владельцев.
Действовать он собирается, опираясь на методы своего любимого героя – неуловимого джентльмена-грабителя Арсена Люпена.
Детище Мориса Леблана – авантюрист и мошенник Люпен — неоднократно гостил на больших и малых экранах. Постановщики сериала 2021 года решили не создавать еще одну экранизацию книг, а показать новую историю, где Люпен служит не героем, а вдохновителем оного (вторым знаковым для сериала французским персонажем стал некий Монте-Кристо, только Монте-Кристо не чуждый милосердия).
Начали постановщики во здравие. В первую очередь благодаря «легкости бытия», протагонисту и атмосфере сериала. А вот завершение вышло откровенно «за упокой».
Сперва о приятном.
-Переплетение времен, поначалу смотрящееся весьма стильно.
Нам показывают две хронолинии: настоящее и юность Ассана: потеря отца, формирование характера, встречи со знаковыми персонажами. Перетекают времена одно в другое легко и гармонично, былое дополняет и раскрывает происходящее в современности.
В финальных сериях прошлое начинает слишком активно вторгаться в настоящее, тормозя сюжет, работая на затяжку времени, до зевоты подробно описывая моральные терзания и сложные семейные отношения героев. Из уместной «фишки» становясь надоедливым «багом».
-Стилистика и общая атмосфера сериала.
Перед нами волшебная Франция с ее Лувром, парижскими панорамами, скалами Гавра, «кафе-шантанами», круассанами. Поданная в таинственном, завораживающем антураже, передающем дух авантюризма, загадки, приключения. Густой туман, тусклые ночные огни, темные фигуры с закрытыми лицами, погони, исчезновения и обман.
Непременных расовых расшаркиваний нам покажут «в плепорцию», большинство из них служат источником комичных ситуаций (вспомним хотя бы обмолвку аукциониста, или диалог айтишника с комиссаром в мэрии).
-Главный герой. Омар Си («Зов предков») – обаятелен, харизматичен, полностью на своем месте.
Паренек, влюбившийся в литературного персонажа, досконально изучивший его приемы и ухватки. Развивший свой интеллект и способности до высочайшего уровня. Обладающий восхитительной ловкостью рук, шикарной реакцией в критических ситуациях. Строящий продуманные, многоступенчатые планы. Талантливо манипулирующий людьми. Тонкий знаток психологии. Хакер, боец, и гений авантюры одновременно. Сохранивший доброту, милосердие, тягу к справедливости. Он не одинокий волк. Зачал сына, поддерживает дружеские отношения с экс-супругой. Периодически пользуется помощью верного друга. Хороший, привлекательный образ.
Имеется к нему, правда, ряд вопросов.
Перевоплощения, один из козырей Люпена, Ассану в актив не занесешь. Аж никак не классический Арсен, или старина Холмс, которых «в образе» узнать невозможно. А единственная попытка героя по полной использовать грим, напоминала персонаж из «ужастиков».
Наш современный Люпен использует смену одежды, накладные брови, очечки да шапочки. Как на меня – опознается парниша на раз. И только киношными условностями можно объяснить долгие мучения полиции с фотороботом. У вас преступник своим собственным лицом светит везде и всюду. От его фотографий из интернета, сопровождаемых разными фамилиями (тонко намекающими на кумира), шкафы (винчестеры) должны ломиться. А вы, скрипя, чем только можно, несколько дней пытаетесь получить лицо подозреваемого. Непрофессиональненько.
Любопытно, что даже в такой полиции, несмотря на взятки, коррумпированность и общую непутевость, найдется усердный сотрудник, сумевший разгадать загадку новоявленного джентльмена-грабителя. Какая у этого копа настольная книга?
А как вы догадались?
В начале сериала Ассану как-то слишком уж легко удаются его авантюры. Понятно, что постановщики ориентировались на комиксный подход, создавая эдакого чернокожего суперантигероя/трикстера с большим сердцем и криминальными наклонностями. Также этим они демонстрируют изящество и качество подготовки планов молодого Диопа. Мол, главное все продумать заранее. А как же роль «неизбежных в море случайностей»?
Также непонятно плачевное финансовое состояние Ассана на момент начала сериала. Он со всеми своими талантами и «похищениями века» (о! фаберже!), даже алименты на сына вовремя отдать неспособен. Неувязочка (Или очередной обман?).
В последних сериях Ассан резко поглупел, начав совершать ошибку за ошибкой. Вместо того, чтобы слить полную версию компромата в сеть, начинает заигрывать со СМИ (четко зная, что большинство из них в руках антагониста). Не дожимает комиссара, довольствуясь обрывком инфы вместо полного признания. Бросает на произвол судьбы втянутого им в опасную ситуацию человека. Никакой силовой подстраховки, слепая вера в то, что «от хвоста оторвались». Понимая, что его инкогнито вскрыто, занимается семейными делами, беззаботно гуляет по пляжу, веря в хорошую работу полиции. Вовсю страдает натуральным размягчением мозгов.
Экшена в сериале немного, но совсем без головокружительных ограблений, напряженных погонь, хитроумных побегов постановщики нас не оставят.
Детективная линия не претендует на особую изворотливость. Для зрителя все довольно предсказуемо, но следить за тем, как герой приходит к нужным выводам — волнительно.
Перед просмотром стоит учитывать, что противостояние Ассана с коварным врагом не завершено.
Пять серий вроде и немного – в других проектах гораздо дольше с одной темой мучились. Но, чаще всего, вместе с мифологией сериала, идущей красной нитью через несколько сезонов, в дело вводятся приемы процедурала (новые расследования/авантюры/ограбления каждый час), или монстры недели. Один сквозной сюжет считается хорошим тоном завершить за один сезон (бросив, понятное дело, непременный клиффхэнгер на следующий). Уважение к зрителю, знаете ли, которому придется невесть сколько ждать финала. Постановщики Lupin решили оборвать повествование о магистральной линии с местью на полуслове. Далеко не всем такой прием придется по нутру.
Эрго. Неоднозначный авантюрный детектив с хорошим началом и «слитым» окончанием. Омару Си и атмосфере — зачет, сценаристам – неуд.
Режиссер: Марсела Саид, Людовик Бернард, Луи Летерье
В ролях: Омар Си, Винсент Лондез, Ширин Бутелла, Николь Гарсиа, Антуан Гуи, Клотильда Эм, Эрве Пьер, Людивин Санье, Кристиан Газио, Софьян Герраб