Повесть об американском Настоящем Человеке, или Волшебная таблетка для несчастного лузера
Эдди Морра (Купер) по праву считал себя неудачником. Писатель, который не может выдавить из себя ни строчки. Мужчина, неспособный удержать любимую женщину. Человек, живущий в грязи съемной квартиры и рискующий со дня на день вылететь на улицу.
Потому-то Эдди практически без сомнений принял от бывшего шурина сомнительную таблетку, вроде как способную решить все его проблемы. Оказалось, шурин не обманул – мозг Эдди, разогнанный загадочной химией до 100 процентов мощности, на щелчок пальцев решал проблемы с финансами, женщинами и положением в обществе.
Однако, не все так просто. Желанные таблетки не лучшим образом действуют на организм Эдди. Вдобавок, к нему тянутся опасные хвосты из прошлого, и всех способностей Эдди может не хватить, чтобы остаться в живых.
Теория о людском мозге, используемом не на всю проектную мощность – одна из самых живучих, популярных и приятных нашему самолюбию в современном мире. Кинематограф аж никак не мог пройти мимо такого лакомого кусочка. Вспомним хотя бы бессоновскую «Люси» (http://perekat.kiev.ua/люси-lucy-2014/ ). Limitless также построен на концепции максимального использования ресурсов мозга (к сожалению, признанной учеными мифом). Именно с этой концепцией связаны самые яркие и интересные места картины.
Герой, приняв NZT, начинает буквально фонтанировать идеями, решениями, свершениями, за часы учит иностранные языки, анализирует не хуже Шерлока Холмса, а зарабатывает — куда там Форду с Гейтсом. Вот так, тонко намекают постановщики, должен выглядеть Настоящий Человек. Тот, для кого нет ничего невозможного. Напористый, харизматичный, щелкающий задачи как орешки, подмечающий любые мелочи и делающий правильные выводы.
Отметим также идею о том, что никакая информация, хотя бы раз увиденная, прочитанная или услышанная нами за всю жизнь, не пропадает, а надежно откладывается в закромах чертогов разума. Как бы ее без «колес» научится оттуда изымать?
Приятно выглядят световые и цветовые решения картины, когда серый тусклый, бесцветный мир обыденности, после приема таблеточки вмиг преображается в яркий, насыщенны и полноцветный, воспринимаемый через призму 100-процентно разогнанного мозга.
А психоделический пролет камеры по улице, сквозь машины и препятствия и вовсе стал одной из самых запоминающихся фишек Limitless. Оператору – респект.
Фильм снят по роману Алана Глинна «Области тьмы». Меж тем прямой перевод названия фильма — «Безграничный».
Динамика также на уровне. Шокирующие начальные кадры переходят в несколько вяловатое начало, которое затем сменяется фейерверком принятия волшебной таблетки, решением проблем, беготней, опасностями, новыми перипетиями, возникающими пред главгероем. Как такового экшена немного, но наше внимание создатели ленты удерживают довольно искусно. Плюс иронии в достатке. Те же финансовые воротилы выглядят в картине довольно смешно.
Брэдли Купер («Афера по-американски», «Снайпер», «Стражи Галактики») неплох, чертовски обаятелен, и видно, что происходящее лицедею откровенно нравится. Он застенчиво играет лузера, затем в один миг меняя настрой — в полный рост оттягиваясь в образе любимчика фортуны и таинственного юного гения. А благодаря закадровому голосу Эдди: приему, от которого брезгливо отвернулись большинство современных кинематографистов, персонаж Брэдли раскрывается еще лучше.
Роберт Де Ниро («Спящие», «Профессионал», «Звездная пыль», «Красные огни», «Забойный реванш /Решающий бой», «Джокер«, «Ирландец«) оставил двойственное впечатление. С одной стороны – матер, естественен, проницателен. С другой – поразительно однообразен весь фильм. Выглядит жутко уставшим, да и в финале сдался как-то слишком быстро.
Подруга протагониста Линди (Эбби Корниш («Утешение/Экстрасенсы», «Робокоп», «Геошторм», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») откровенно удивила. Ты уже определись, девица-красавица, чего тебе надобно то? Лузер тебе не люб – логично. Но как только парень выбирается из грязи в князи – снова не то. Оказывается он уже не он! Сильный, беспринципный, неостановимый – не он! Так что — вернуть лузера, и ты с ним уедешь жить в шалаше? Так не уедет же, лахудра!
А вот с какого перепугу поумневший Эдди зажал сто кусков и не отдал их с первого же успешного биржевого действия – абсолютно неясно. И так бывает – умный, а дурак.
Да и то, как ему удалось так легко пережить побочные эффекты таблетки — вопрос открытый. Вдобавок это нивелирует предыдущие болезни и смерти потребителей NZT, показывая зрителю, что наркота таки может привести вас к успеху. Что уже совсем нехорошо с воспитательной точки зрения.
Самое главное, что не понравилось в ленте – полное отсутствие хоть каких-то морально-этических и духовных стремлений у героя. Понятно, что «счастья всем – и чтоб никто не ушел обиженным» от него никто не ждал. Но чтобы у Настоящего Человека не возникло вообще никаких желаний, кроме бабла и власти, это знаете ли уже слишком. Опять же понятно, что перед нами вариант американской мечты, когда первое, что приходит на ум в случае когда «карта поперла» — это нагрести побольше пенензов и забраться на стул повыше, откуда можно поплевывать на головы беспечных парижан. Жаль только, что это стремление все чаще становится единственным. И не только в Америке.
Эрго. Приятный триллер с комедийными нотками о Настоящем Человеке по-американски, радующий интересными операторскими и световыми решениями, неплохой динамикой и вменяемыми актерскими работами. Жаль идейно лента абсолютная пустышка, что изрядно роняет ее общую оценку.
Режиссер: Нил Бёргер
В ролях: Брэдли Купер, Роберт Де Ниро, Эбби Корниш, Эндрю Ховард, Анна Фрил, Джонни Витуорт, Томас Арана, Роберт Джон Бёрк, Даррен Голдштейн, Нед Эйзенберг, Ричард Бекинс, Патриция Кэлембер