Эрагон (Eragon), 2006 — рецензия (обзор)

Шаблонная фантазия, ил Сказка, рассказанная спустя рукава

Юный Эрагон (Спелирс) – обитатель деревеньки в стране Алагезия, по большей части был доволен жизнью. Хлопоты по хозяйству, охота в лесу, любовь дяди, воспитывающего пацана.

До той поры пока парень не наткнулся на странный камень, оказавшийся яйцом дракона.

Теперь за Эрагоном гонятся не только различные существа, посланные жестоким королем Гальбаториксом (Малкович). Но и жутко опасный колдун Дарза (Карлайл).

А от исхода этой погони зависят судьбы всей Алагезии.

 

Фентези (с лучшими представителями можно познакомиться тут ) непростой жанр, требующий не только слаженных действий от съемочной команды, но и тщательной работы сценариста, в данном случае опирающейся на литературный первоисточник.

Мало того что роман Кристофера Паолини, ставший основой ленты, сложно обвинить в оригинальности, создатели Eragon, похоже, отнеслись к постановке спустя рукава, создав на диво схематичную, неровную, клиповую сказку.

Мир не раскрыт, от слова «совсем». Есть абстрактная  страна с труднопроизносимым названием под гнетом тирана, есть стражи в горах, есть село протагониста и где-то за пределами карты тусуются эльфы с гномами. Волшебно. Как можно погрузиться в происходящее, описанное столь скудно – лично мне непонятно. Причем ели судить хотя бы по википедии, книги Паолини, являясь непритязательным подростковым фентези, все же демонстрируют более-менее прописанный мир со своей историей, географией и особенностями.

Главное — постановщики так и не определились, для кого снимается кино. По стилистике перед нами пафосно-наивный проект, рассчитанный скорее на детвору и младший школьный возраст. При этом герой – здоровый лоб 17 годочков, которого окружающие, не краснея, величают мальчиком (да на нем пахать можно!). Хватает в фильме жестких моментов (без  плескания кровищей в камеру, но, тем не менее), которых юным отрокам не посоветуешь.

Лента пытается втиснуть слишком многое в довольно скромный хронометраж 1.40. Что говорить, если Сапфира проскакивает лет 10 своего роста за 1 секунду полета. В фильме хватает событий (хотя если приглядеться, ключевых, наоборот, недостает), причем должного внимания им постановщики не уделяют. Вот мальчик вяло страдает по поводу своего предназначения, а вот он уже горделивый драконий всадник. Вот он, походя, берет первую жизнь, а вот уже шаманит направо и налево, как опытный маг. Вот чувствует первую любовь, а вот уже теряет друга и участвует в глобальной битве.

Что любопытно, создатели находят время на лишние бестолковые разговоры и долгие панорамы скачущих приключенцев. Никто не спорит, этим они демонстрируют красоты природы (бесспорные) и «как бы» обозначают пройденное героями расстояние. Однако складывается впечатление, что скачущую парочку на фоне величественных пейзажей, мы наблюдаем в общей сложности минут 15. Перебор. 

Сеттинг ленты стандартный до зубовного скрежета. Злодейский гад, в одиночку (!) перебивший всех драконьих всадников (не обзавелся ли он базукой?). Свободолюбивые стражи, сверкая пятками скрывшиеся любить свободу в дальние горы, оставив остальных на откуп тирану. Зловещий колдунец, ненавидящий стоматологов. Попущенные солдаты, вяло поругивающие невнятного мужика (выглядящего среди поселян так же уместно, как викинг среди пигмеев), громко толкающего крамольные речи. Даже эльфов с гномами не обеспечили (хотя заявили).

При этом Паолини надергал идей у огромного количества мэтров фентези (и не только). Драконы со всадниками, описанные Маккефри с Мартином (да еще и имя Арья – это типа гордое заявление я вашего Мартина не читал и ваще игнорю?). Магия имен — у ЛеГуин. Толкиеном вообще пропитано все произведение. «ЗВ»? Тут, как на меня, несколько притянуто за уши, ведь идея наставничества и взросления описывается в каждом втором подростковом фентези.

Костюмеры и дизайнеры ленты также решили не заморачиваться. Изобразив Стражей как помесь арабов с неграми. Народ Арьи как теплолюбивых индейцев. А доспехи как гламурные костюмы. В общем, с миру по нитке – Эрагону кафтан.

Боевка невнятная, снятая по принципу: «бой в Крыму все в дыму», пусть камера пляшет и вокруг непременно будет темно – это скроет все косяки постановщиков боев. А уж финальное сражение и вовсе претендует на приз одной из самых нелепых киношных битв. Военного предводителя Стражей нужно расстрелять из баллисты как откровенного саботажника. Чем он занимался все отпущенное ему душкой-Гальбаториксом время: прической и нарядами?

Актеры играют на среднем голливудском уровне, периодически скатываясь до уровня своих сериальных коллег.

Эдвард Спелирс («Алиса в Зазеркалье») и вовсе  образом Эрагона дебютировал в кино. Это не спрячешь. Деревянный юноша, что поделать.

Джереми Айронс («Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Кредо убийцы», «Лига справедливости», «Красный воробей», «Хранители») в образе наставника ГГ особо не напрягается, беря свое за счет опыта и харизмы.

Малковича тут совсем мало.

Роберт Карлайл косит под Гриму и сам несколько офигивает от небрежности своих стилистов.

Сиенна Гиллори («Лютер») чертовски напоминает Эванджелин Лили в Хоббите.

А вот претензии фанатов (даже у среднего young adult фентези их немало), меня оставили равнодушным. Дело не в том, как показали ургалов, раззаков или какие крылья у Сапфиры, а в общем наплевательском отношении к проекту сценаристов и режиссера.

Но есть в ленте помимо природных красот (спасибо Венгрии) и любовно прорисованных полетов (явно ориентированных на жутко модное тогда 3d) еще один мощный козырь.

Драконица Сапфира. Драконы во многих фильмах (если это не «Ведьмак») нарисованы на уровне, и Сапфира становится настоящим украшением ленты.

Подростковое упрямство. Гордый лошадиный поворот головы, отличная мимика, яростные взгляды, гнев по отношению к врагам и любовь к своему непутевому всаднику. Настоящая женщина! Может, стоило снимать не «Эрагон», а «Сапфиру»?

Эрго. Слабенькое шаблонное подростковое фентези с непрописанным миром, неудачной структурой, невнятной боевкой и средней актерской игрой. В плюсах – драконица, венгерская природа и тридешные полеты.

Режиссер: Стефен Фэнгмейер

В ролях: Эдвард Спелирс, Джереми Айронс, Сиенна Гиллори, Роберт Карлайл, Джон Малкович, Гаррет Хедлунд, Алан Армстронг, Кристофер Иган, Гэри Льюис, Джимон Хонсу, Рэйчел Вайз, Ричард Б. Рифкин, Стив Спайрс, Джосс Стоун, Майкл Мельманн, Тамаш Дек, Мэтт Девере, Мат Хауманн, Андреа Фазекас, Кэролайн Чикези, Аньес Банфалви

 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.