Вий, 2013 — рецензия (обзор)

VijПьяная лощина или Не прав был старик Гоголь, не так все было

XVIII век. Непролазные украинские чащобы. Британский ученый Джонатан Грин (Флеминг), сбежавший от гнева отца возлюбленной, попадает на некий таинственный хутор в лесу.

Живется здесь невесело. Местный сотник (Цурило) после смерти дочки (Зайцева) почти утратил интерес к происходящему вокруг. Священник Паисий (Смоляков) стращает прихожан адскими тварями, и устроил из поселения форт, обвешанный крестами. Казаки и посполитые квасят, как сапожники, боясь выйти за ограду, а тем паче подойти к проклятой церкви.

Из-за чего весь сыр-бор? Да так.

Бурсак один напортачил.

А еще о ведьмах слухи всякие нехорошие ходят. Хотя и так каждый знает – все женщины ведьмы.

Но вот что делать с Вием…

У повести Николая Васильевича очень интересная кинематографическая судьба. Первые три экранизации не сохранились вовсе. Затем пришло время классической версии 1967 с Куравлевым и Варлей. Казалось бы, зачем еще? Но попытки не прекращались. Свет увидела югославская постановка 90-го и «Ведьма» 2006-го.

Но и этого оказалось мало.

В конце 2005 года была задумана новая версия гоголевского ужастика. Причем в 3D. Работа над картиной ни шатко, ни валко шла практически до конца 2012 (!) года. Премьера фильма, заявленного как совместный продукт России, Украины, Германии, Великобритании, Чехии,  состоялась и того позднее, в январе 2014-го. Бюджет, кстати, составил немалые (как для европейского, а тем более российского проекта) $26 000 000.

Которые, пожалуй, перевели зазря. Не будь это экранизацией повести Гоголя (а также одним из самых ожидаемых отечественных долгостроев), я бы, скорее всего, заснул ровно на середине ленты (а смотрел бы так долго исключительно из чувства гражданской ответственности).

Для начала создатели данного кина так и не определились, что именно они хотели снять. Классический ужастик? Атмосферный триллер с загадками? Аутентичную казацкую комедию? Фольклорную историю с национальным колоритом? Мистический детектив? (да еще и «Сонная лощина» с «Ван Хельсингом» в голове у создателей устроили драку за первенство).

В результате получилось все вместе, приправленное соусом из романтичной истории.

А такое блюдо требует крайне опытного и профессионального шеф-повара.

Степченко не справился.

Постоянно не покидает ощущение некоего балагана, капустника с ряжеными, абсолютно неуместного в таком антураже (то ли артисты издеваются над режиссером, то ли он сам над зрителем).

В большей степени в этом виноваты актеры, жутко переигрывающие, и как будто стремящиеся вырвать из зрительской груди пресловутое «Не верю!!».

Не уронил планку разве что Валерий Золотухин (к сожалению, это последняя работа в кино великолепного артиста), но его персонаж аж никак не находится среди главных.

Даже Андрей Смоляков, которого я очень уважаю, сделал своего Паисия очень неровно. И  если по второй части ленты к нему претензий нет, скорее наоборот бравушки, то в первой мы видим какого-то кликушу, безумного попа из провинциального театра. Громко. Надрывно. Нелепо.

Чадову еще работать и работать. Хома, в исполнении Алексея Петрухина, похоже, находится под хорошей дозой успокоительного. Слишком уж отстраненно.

Образы барышень вообще не раскрыты.

Интересно сравнение работ буржуйского Флеминга и отечественных лицедеев, на одном поле. Джейсон играет гораздо более сдержанно и невозмутимо. Наши, наоборот, показывают всю глубину загадочной славянской души. Горилка. Шабля. Чуб. Медведи. Балалайка. Клюква.

Тьфу, ты. «Клюква» — это если подытожить.

 

Ну а причем тут режиссер, спросите вы? Ну, во-первых, именно он ставит задачи группе. Как играть, насколько спокойно или наоборот бурно. Клоуна делать из персонажа, или Гамлета.

А во-вторых, мне не очень понравилось, как подан материал, как нарезана история. Местами откровенно разваливающаяся на запчасти. Степченко решил рассказывать ее нелинейно, и попросту не везде уследил за связностью событий. Не говоря уже о логике персонажей, в таком вольном прочтении Николая Васильевича. Смысл действий панночки вначале, например, и вовсе остается покрытым мраком.

Да и с саспенсом, неотъемлемым атрибутом, что ужастика, что триллера, в «Вие» не слава богу. Есть пара вроде напряженных моментов, но потом вновь кто-нибудь отколет какой-нибудь «комический куплет», и настрой как корова языком слизала.

Монстрики вроде забавные, движухи вполне хватает, и местами весьма атмосферной, но как-то она не греет, как те самые поддельные елочные игрушки. В создании заводной беготни, с Голливудом у нас тягаться пока не выходит. Помните, как в анекдоте: бедненько, но чистенько. Как раз тот вариант.

Эрго. Переношенный, не определившийся с полом (пардон, жанром), ужастико/комеди/триллер. Интересный разве что персонажем Смолякова (во второй части фильма), последней работой Золотухина, да новым свиданием со старшим Ланнистером.

Режиссер: Олег Степченко

В ролях: Джейсон Флеминг, Алексей Чадов, Агния Дитковските, Андрей Смоляков, Игорь Жижикин, Олег Тактаров, Валерий Золотухин, Нина Русланова, Юрий Цурило, Александр Яковлев

P. S. По поводу паблик плейсмента Хортицы, на который обиделась «Трезвая Россия», ничего плохого не скажу. Нормальная водка. Но «Перша гильдия» лучше.

(Ау! «Гильдия»! Где мой гонорар за рекламу!??)

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.